____

 

 

Уважаемые родители!

Детская музыкальная школа имени М.В.Тельтевской приглашает детей в возрасте 6,5-9 лет на обучение на бюджетной основе по специальностям:

«Фортепиано»

«Хоровое пение»

«Народное пение» с игрой на балалайке и аккордеоне.

Детей в возрасте 9-12 лет - по специальности «Гитара».

На отделении платных образовательных услуг ведется обучение по дисциплинам:

«Эстрадное пение»

«Академический вокал»

«Синтезатор»

Дети дошкольного возраста (4-6 лет) приглашаются на обучение по программе «Раннее эстетическое развитие».

ДМШ им.М.В.Тельтевской расположена в Заводском районе

по адресу: ул.Верхняя, д.26 (тел. 72-96-29) и в Октябрьском районе

по адресу: ул.Шевченко. д.2 (тел. 72-13-11).

 

 

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Психология восприятия музыки (преп. Боброва Т.И.)

 Восприятие – это наиболее полное отражение в нашем сознании окружающего мира, воздействующего на нас через органы чувств.

 В психологии выделяют такие особенности восприятия, как предметность, целостность, структурность и осмысленность. Слушая музыкальное произведение, мы не воспринимаем отдельно его мелодию, ритм, тембр, гармонию, а воспринимаем музыку цельно и предметно целостно, и структурно и осмысленно, обобщая в образе отдельные средства выражения. В музыкальной энциклопедии о музыкальном восприятии сказано, часто это сложная деятельность, направленная на адекватное соответственное отражение музыки в чувствах человека и объединяющая собственно восприятие музыкального материала с данными музыкального и жизненного опыта человека, познание, эмоциональное переживание и оценку произведения.

 Традиционно определение музыкального восприятия включает в себя способность переживать настроения и чувства, выражаемые композитором в музыкальном произведении, и получать от этого эстетическое удовольствие.

 Восприятие музыки, слушание музыки, также как сочинение и исполнение музыки, следует считать основным видом деятельности в музыкальном искусстве. Так как без слушателя музыкальное искусство теряет всякий смысл и перестает существовать. Слушание музыки, ее восприятие – это тот вид музыкальной деятельности, который воспитывается и прививается человеку с детства.

 Полнота восприятия музыки напрямую связана и зависит от степени развитости музыкальных способностей, а также условий, в которых живет и воспитывается человек. Почему европейские слушатели недостаточно полно воспринимают восточную музыку, а восточные – невольно воспринимают европейскую музыку? Возможности для понимания средств музыкальной выразительности, интенсивность и виды переживания музыки у каждого конкретного человека различны, что имеет свои особенности, причины и специфику. Музыкант, этнограф Август Эйнгорн, живший и работавший в Узбекистане в конце 19 века, о городских песнях узбеков говорил, что «продолжительное слушание исполнения их песен нам неприятно, оно терзает наши нервы». Аналогичные высказывания об оперных ариях, романсах мы слышим со стороны некоторых восточных слушателей, которые считают эту музыку «грубой и неестественной».

Противоположное мнение имеется у людей, обладающих развитым чувством музыкального восприятия, способным верно и полно оценивать музыкальное искусство. В письме к Е.Е.Романовской, подготовившей сборник «Узбекские народные песни» в двух томах, учений и композитор Б.В.Асафьев писал: «Песни я пока посмотрел бегло, но уже настолько, что почувствовал их свежесть и аромат многих из них, как от живых цветов. Это у меня всегда такие ощущения от подлинно народного творчества, еще не «необработанного» с наслаждением смотрю и слушаю страницу за страницей, волнуюсь узором ритмов и орнаментов в песнях много пластики. Это совершенно своеобразная пластическая напевность, может, быть, возникает от любопытнейшей «техники синкопирования» во всем мелосе». Какой бы балет можно было бы делать на, основе этой пластической мелодики – прелесть! Сколько лиризма в этой пластике, сколько задушевной мысли и теплоты чувств, безображенной чувствительности. Не знаю, так ли это все или это мое воображение – но таковы – мои впечатления от живой песенной ритмо-мело-пластики и от этих вкусных и ароматных как травы цветы и мед интонаций».

 Из приведенных примеров мы видим существующие различия у слушателя в восприятии музыки. С одной стороны – неприятные, непонимание музыки, а с другой стороны – глубина и тонкость музыкального восприятия. Эти различия в музыкальном восприятии имеют ряд объективных и субъективных причин, связанных с особенностями жизни, быта, воспитания, развитости музыкальных способностей, музыкального слуха, готовности и желанием понять музыкальное искусство.

 Степень восприятия музыки при ее слушании прямо пропорциональна уровню общей культуры и музыкальной подготовленности слушателя. Глубина восприятия музыкального произведения свидетельствует также и мастерстве композитора и исполнителя.

Музыка не выражает в прямом смысле свои идеи, и поэтому образ композитора и его постижение могут возникнуть в сознании слушателя через то мироощущение, которое он передает в своей музыке. Лучше всего образ автора познается через понимание стилевых особенностей музыки того или иного композитора.

 Система средств выразительности и примеров, находящих свое обобщение в стиле, передает и мироощущение композитора и особенности эпохи. В которой он творил, и его мировоззрение. Именно через особенности стиля постигается глубокий психологизм Чайковского, волевая поступь произведений Бетховена, построенная на игре красок и тембров музыки Дебюсси и Равеля.

 Эмоции, заложенные композитором в музыкальном произведении, слушатель может воспринимать сравнительно адекватно, если ему знаком музыкальный стиль, возможно, известно и само сочинение, а также его исполнитель. На самых успешных концертах так ипроисходит: слушатель приходит с определенным ожиданием, непременно откликается на каждый эмоциональный нюанс исполняемого произведения, передает свой импульс артистам на сцене, зал и музыка сливаются воедино. Объективное эмоциональное содержание произведения и его субъективное переживание слушателем, эмоциональное состояние под влиянием слушания музыки, взаимосвязаны.

 В.Медушевский в своей книге «О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки» пишет, что именно музыка лучше всех прочих искусств обладает способностью моделировать вкладываемую в произведение эмоциональную ситуацию: однако среди других искусств музыку выделяет особая сила непосредственного эмоционального воздействия, ее способность не просто описать ситуацию чувства, но как бы «изнутри» воспроизвести его.

 Установлено, что психические процессы, задействованные в музыкальном восприятии, включают в себя весь спектр создания от простейших ощущений до сложнейших операций музыкального интеллекта. Сюда включаются память, внимание, эмоциональное переживание.

 Восприятие классики представляет особую трудность для слушателя: язык классической музыки детализирован, ее формы пространны и насыщены интенсивным развитием. Благодаря высокой сложности классической музыки ее восприятие требует особой сосредоточенности.

 Большим подспорьем, формирующим слух для восприятия классической музыки было домашнее музицирование – пение романсов, исполнение инструментальных ансамблей, хоровое пение и т.д. Кроме того, существование классической музыки, поддерживаемое то церковью, то аристократией было автономно в социальном отношении: оно не зависело от вкусов толпы.

Сегодня иная ситуация. Современная культура отличается многообразием. Это многообразие и многоликость особенно заметны в музыке, где за внимание слушателя соперничают разнообразные жанры и стили музыки: классика, джаз, эстрадная и рок-музыка. По мнению В.И.Петрушина («Музыкальная психология») сравнение обстановки восприятия музыки на дискотеке, рок концерте с тем, что наблюдается в концертном зале, показывает на существование качественных различий. На рок концерте музыканты-исполнители и слушатели непосредственно участвуют в коллективном действе: подпевают, отбивают такт ногами, размахивают руками. Но подобное выражение чувств совершенно недопустимо на симфоническом концерте. Классическая серьезная музыка для своего постижения требует глубокой сосредоточенности, нередко-аналитического размышления по поводу вызываемых музыкой переживаний.

 Музыкальное переживание трактуется Б.М.Тепловым как осмысленное, содержательное переживание, предполагающеепонимание языка искусства и содержание самого произведения. Когда слушатель воспринимает музыкальное произведение, и оно глубоко захватывает его, то в идеальном случае происходит то, чтоЛ.С.Выготский назвал чудом искусства, а американский психолог А.Маслоу – «пиковым переживанием». В этот момент человек испытывает свое единение с Вселенной и чувствует мир как свое естественное продолжение. Такие чувства вызывают стремление к творчеству и способствуют росту личности человека.

 Ответ на вопрос о таинстве воздействия музыки на человека надо искать, скорее всего, в бессознательных пластах его психики.

 Ч.Дизренс в своей книге «Влияние музыки на поведение» ссылаясь на ряд психологическихисследований, приходит к следующему заключению: «Разумеется, верен тот факт, что музыка оказывает глубокое влияние на физиологические реакции и среди исследователей, занимающихся этой проблемой, достигнуто соглашение по следующим пунктам. Музыка усиливает метаболизм в теле, усиливает или уменьшает мускульную энергию, ускоряет дыхание и уменьшает его правильность, оказывает заметное, но изменяющееся влияние на объем крови,пульсацию и кровяное давление, дает физическую основу для генезиса эмоций.

 Известный исследователь процессов музыкального восприятия Б.М.Теплов, обобщая результаты многих психологических экспериментов, изложил свои выводы в следующих 2-х тезисах:

 1) внеэмоциональным путем нельзя постичь содержание музыки;

 2) восприятие музыки идет через эмоции, но эмоциями не кончается: через них мы познаем мир.

Б.М.Теплов писал: «Понять художественное произведение, значит, прежде всего, прочувствовать, эмоционально пережить его и уже на этом основании поразмыслить над ним. С чувства должно начинаться восприятие искусства; через него оно должно идти, без него оно невозможно.

Развить музыкальное восприятие – это, значит, научить слушателя переживать настроения, выражаемые композитором при помощи звуков. Это, значит, включить слушателя в процесс активного сотрудничества. Неопытный слушатель далеко не сразу может постичь всю глубину серьезного музыкального произведения. Для этого необходимо иметь достаточный уровень развития специальных музыкальных способностей: слуха, памяти, мышления, воображения.

Используемая литература:

Б.В.Асафьев. В письме к Романовской Е.Е.;

 Л.С.Выготский. Психология искусства;

 В.В.Мерушевский. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки;

Е.В.Назайкинский. О психологии музыкального восприятия;

В.И.Петрушин. Музыкальная психология;

 Б.М.Теплов. Психология музыкальных способностей;

 Р.Г.Кадыров. Музыкальная психология.

 

icetheme