Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

 

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.

1.1. Настоящее положение разработано в целях реализации Программы развития МОУДОД «Детская хоровая школа им. М.В.Тельтевской» (далее – школа) и регламентации проектной деятельности преподавателей и учащихся.

1.2. Под проектной деятельностью понимается разработка актуальной культурологической (музыкально-эстетической, социальной и др.) проблемы и ее поэтапная реализация, проводимая творческими коллективами преподавателей и учащихся. В процессе такой работы происходит самостоятельное освоение участниками комплексных знаний и ключевых компетенций. Ее результатом является создание собственного интеллектуального продукта в современной электронной форме, предназначенного для активного практического применения.

1.3.Проектная деятельность является составной частью образовательного процесса школы и осуществляется в урочное и внеурочное время на предметном и межпредметном материале.

1.4 Проекты, создаваемые в школе, имеют разнообразные формы:

- мини-проекты для уроков, внеклассных мероприятий, конкурсов;

- краткосрочные проекты, включающие значительный объем исследовательской деятельности;

- долгосрочные проекты.

Виды проектов в школе:

- предметный проект – проект в рамках одного учебного предмета;

- межпредметный проект – проект, предполагающий использование знаний и умений по двум и более предметам;

- социальный проект (например - в рамках сотрудничества с детскими образовательными учреждениями г.Саратова).

Классификация проектов по творческим группам:

- индивидуальные;

- одновозрастные;

- разновозрастные.

2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

2.1. Цели работы над проектами:

- совместный поиск учащимися и преподавателями новых комплексных знаний, овладение умениями использовать эти знания при создании своего интеллектуального продукта, востребованного сообществом;

- создание условий для личностного развития и расширения творческого потенциала учащихся;

- формирование социальных компетентностей учащихся, необходимых каждому члену современного общества, воспитание активного ответственного гражданина и творческого созидателя;

- переход от традиционных образовательных форм к сотрудничеству, партнерству преподавателя и ученика.

2.2. Задачи, решаемые в ходе проектирования:

- развитие, укрепление, совершенствование и дальнейшее творческое развитие проектной деятельности;

- вовлечение в творческое проектирование новых его членов – преподавателей, учащихся и их родителей – и создание, таким образом, единого творческого коллектива единомышленников, занятых общим делом воспитания и самовоспитания современной творческой личности;

- расширение и совершенствование области тематического исследования в проектной деятельности, совершенствование электронной формы проектов, поиски новых направлений и форм творческого проектирования;

- формирование умения достигать поставленной цели;

- формирование умения оформлять результаты проектной деятельности в виде продукта;

- формирование ключевых компетентностей учащихся:

· социальной компетентности – способности действовать в социуме с учетом позиций других людей,

· коммуникативной компетентности – способности общаться, с целью быть понятым,

· исследовательской компетентности – способности собирать, анализировать и презентировать материал,

· предметной компетентности - способности анализировать и действовать с позиции отдельных областей человеческой культуры.

- расширение границ практического использования проектных работ, укрепление престижа участия в проектной деятельности, воспитание сознательного, ответственного отношения к занятиям в проектно-образовательной сфере;

- активный поиск партнеров по проектной деятельности и укрепление разнообразных взаимополезных контактов с заинтересованными единомышленниками.

 3. ТРЕБОВАНИЯ К ПРОЕКТНЫМ РАБОТАМ

3.1. Организационные аспекты

3.1.1. Тема проектной работы самостоятельно выбирается творческой группой совместно с руководителем в процессе общего обсуждения.

Темы проектных работ могут иметь как предметный, так и надпредметный характер. Их выбор обусловлен:

- актуальностью и личностной значимостью решаемых задач,

- уровнем доступности задач для учащихся,

- возможностью совместить замысел с воплощением в отведенные для реализации проекта сроки и в рамках имеющихся ресурсов.

3.1.2. Руководитель проекта и авторы работы выбирают форму проекта и определяют его жанровые особенности.

3.1.3. С момента утверждения директором школы тем проектных работ, принятых к разработке в текущем учебном году, творческая группа и ее руководитель несут ответственность за выполнение проектной работы.

3.1.4. В процессе работы над проектом могут вноситься уточнения и корректировки в отдельные направления исследования.

3.1.5. Отчеты о ходе проектной работы систематически заслушиваются на заседаниях Педагогического совета и Совета школы.

3.2. Требования к содержанию проектной работы

3.2.1. Проекты, создаваемые в школе, должны быть посвящены одной из актуальных проблем культурной, социальной жизни современного общества.

3.2.2. Проект должен представлять собой исследовательскую индивидуальную или коллективную работу, демонстрирующую авторское видение проблемы, оригинальное ее толкование или решение.

3.2.3. Проект должен иметь практическую направленность, быть востребованным и иметь возможность применения в той или иной сфере человеческой деятельности.

3.2.4. Проектная работа может формироваться из тематических частей, фрагментов, мини-проектов, выполненных для конкретных учебных целей

и уже успешно использованных по своему назначению.

3.3. Требования к оформлению проектной работы

3.3.1. Проектная работа должна быть представлена в печатном и электронном виде (презентация, цифровой фильм и т.д.)

3.3.2. Содержание проектной работы должно включать:

· титульный лист (название проекта, его автор, руководители, разработчики);

· определение актуальности проекта, целей и задач исследования;

· описание этапов проекта, его процесса;

· планируемые мероприятия, сроки, место проведения;

· ожидаемые результаты, их оценка, выводы.

 4. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

4.1. Проектная деятельность учащихся организуется в рамках предметов и проектных групп по выбору.

4.2. Директор школы приказом утверждает организацию и проведение проектной работы.

В рамках реализации проектов участники (преподаватели и учащиеся) под руководством руководителя проекта осуществляют:

- разработку проекта;

- распределение функций и задач в группе;

- сбор информации с помощью различных источников;

- отбор содержания;

- оформление результатов в виде продукта проектной деятельности.

4.3. Порядок организации и проведения проектов, состав руководителей и участников из числа преподавателей и учащихся определяется и утверждается на Совете школы.

4.4. За организацию проектной деятельности отвечает руководитель проекта и заместитель директора по учебной работе.

4.5. Заместитель директора по учебной работе осуществляет координацию проектной деятельности, контролирует деятельность руководителей проектов и его участников.

4.6. Руководителем проекта может быть преподаватель школы. Руководитель разрабатывает возможные темы проектов, информирует участников проектирования о темах, сроках, формирует проектные группы, организует работу над проектом.

5. УЧАСТИЕ ШКОЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ В МЕРОПРИЯТИЯХ ВНЕШКОЛЬНОГО УРОВНЯ

5.1. Проектные работы, созданные в школе, по решению администрации с учетом мнения руководителя проектамогут быть представлены к участию во внешкольных мероприятиях и конкурсах.

5.2. Одна и та же работа может участвовать в нескольких внешкольных мероприятиях.

6. МОРАЛЬНОЕ И МАТЕРИАЛЬНОЕ ПООЩРЕНИЕ УЧАСТНИКОВ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

6.1. Авторы и руководители проектных работ награждаются администрацией школы почетными грамотами.

6.2. Все материальные поощрения выплачиваются согласно Положению об оплате и стимулировании труда работников изстимулирующей части оплаты труда.

Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующими поколениями, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом.

С. Михалков.

Актуальность проекта. В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с учащимися становится патриотическое воспитание. В период нестабильности в обществе возникает необходимость вернуться к лучшим традициям своего народа, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина, Отечество.Развитие чувства патриотизма у учащихся предполагает развитие личностной культуры как основы для формирования интереса к культурно-историческим ценностям своего Отечества, родного края, своего родного города.

Поскольку ни одно из искусств, взятое изолированно от других видов, не может дать исчерпывающую информацию об окружающем мире, комплексное приобщение к миру искусств – актуальная задача музыкальной педагогики. Данный проект основан на методе взаимодействия живописи, музыки и литературы, который способствует более эффективному формированию у учащихся эмоционально-ценностного отношения к искусству, формированию образно-ассоциативного мышления, как основы развития творческой личности.

Проект представляет собой совместную познавательную, творческую и исполнительскую деятельность учащихся и преподавателей, стимулирующую самореализацию и развитие личностно значимых качеств.

Цель проекта: воспитание духовности, патриотизма через эстетическую и нравственную силу музыки, изобразительного искусства и литературы.

Задачи проекта:

1.развитие представлений учащихся о живописи, музыке и литературе в их взаимосвязи и своеобразии;

2.формирование интереса учащихся к национальному культурномунаследию нашей Родины;

3.расширение знаний учащихся о творчестве русских композиторов, живописцев и поэтов;

4.формирование художественного вкуса у учащихся, как основыэстетического и нравственного воспитания;

5.развитие познавательных, предметных, личностных, коммуникативных компетентностей учащихся;

6.развитие образного мышления, творческого воображения, наблюдательности, умения видеть и воспринимать красоту окружающего мира.

Описание проекта.

Проект «Отечество. Через прошлое к настоящему»является внеклассным мероприятием, включающим в себя цикл проектов:

1) «Пейзажи И.И. Левитана – как музыка, как поэзия»;

2) «Сказка в звуках, красках и стихах»;

3) «Саратов. Перекрёстки поэзии, музыки и живописи».

Вид проекта по содержанию: творческий, концертный, музыкально-художественный.

Вид проекта по комплектности:межпредметный (совместная работа преподавателей отдела «Музыкальный инструмент» и музыкально-теоретического отдела).

Вид проекта по характеру контактов между участниками: внутришкольный разновозрастный (сотворчество преподавателей и учащихся).

Сроки реализации: Вид проекта по продолжительности: долгосрочный. Начало реализации - январь 2012 г.

Оформление проекта: цикл сценариев с мультимедийными презентациями.

Идеи презентации проекта: музыкально-литературная композиция с мультимедийным видеорядом.

Ожидаемые результаты.

Регулярная концертно-исполнительская деятельность учащихся, воспитывающая сценический опыт, способствующая их самореализации и самовыражению.

Творческие работы учащихся (музыкально-литературные композиции, создание рисунков, сочинений, кроссвордов по данной тематике).

 1. Проект «Пейзажи И.И. Левитана – как музыка, как поэзия»

(«Отечество. Через прошлоек настоящему»).

Обращение к отечественным национально-культурным ценностям, в частности к картинам И. И. Левитана, обогащает личность учащихся, формирует их гражданскуюпозицию, чувство патриотизма.

Данный проект способствует раскрытию творческого потенциала учащихся через интеграцию живописи, музыки и литературы. Является первой частью цикла «Отечество. Через прошлоек настоящему».

Цель: воспитать любовь к своей Родине через эстетическую, нравственную силу искусства.

Задачи:

- пробудить интерес к творчеству Левитана, расширить знания о его личности;

- формировать музыкально-художественныйвкусу учащихся в процессе знакомства с творчеством И. И. Левитана;

- воспитывать нравственное отношение к природе и человеческой личности;

- развивать умения находить связи между художественными образами, созданными в произведениях разных видов искусств. 

 

Мероприятия

Планируемые сроки выполнения

Отметка о выполнении

1

 

 

 

Подбор музыкального, литературно-художест-венного, иллюстративного (для видеоряда)

материала, разучивание, репетиции.

Создание мультимедийной презентации.

январь 2012

 

 

2.

Выступление на секции музыковедов Городского методического объединения.

январь 2012

 

3

Репетиции.

Выступление в Саратовском государственном художественном музее имени А. Н. Радищева.

февраль 2012

 

 

4

Подведение промежуточных результатов, корректировка плана работы.

март 2012

 

5

Выступление в государственном музее

К. А. Федина.

апрель 2012

 

6

Выступление в ДШИ № 2 Саратовского района. Конкурс творческих работ.

Участие в международной акции «Ночь музеев».

май 2012

 

7

Обсуждение результатов проекта.

 

июнь 2012

 

Механизм реализации проекта 

 

Мероприятия

Участники, место проведения

1

Подготовка выступлений

Преподаватели отдела «Музыкальный инструмент» и музыкально-теорети-ческого отдела ДХШ, учащиеся ДХШ.

2

Выступления

Детская хоровая школа, Государственный художественный музейим. А.Н.Радищева, Государственный музейК.А.Федина, ДШИ № 2 Саратовского района


 2. Проект «Сказка в звуках, красках и стихах»

(«Отечество. Через прошлое к настоящему»).

Сказка - одна из самых интересных для детей форм познания действительности. Через сказочные образыв интегративном музыкально-художественном пространстве формируются нравственные и социальные ценности, прививается любовь к традициям своего народа, стимулируется развитие эстетических чувств. Данный проект является второй частью цикла «Отечество. Через прошлоек настоящему».

Цель: способствовать формированиюнравственных понятий и человеческих ценностей через восприятие сказочных образов.

Задачи:

- познакомить учащихся с произведениями русских композиторов, художников, и поэтов на сказочную тематику;

- развиватьумение понимать ивыражатьдушевные состояния сказочных героев через выразительные средства музыки, поэзии и живописи;

- развивать фантазию, воображение, ассоциативно-образное мышление учащихся;

- воспитывать эмоциональную отзывчивость на произведения искусства.

 

 

 

 

Мероприятия

 

Планируемые сроки выполнения

Отметка о выполне-нии

1

 

 

Подбор музыкального, литературно-художественного, иллюстративного (для видеоряда) материала, работа с ИКТ.

август 2012

 

 

2

 

Разучивание, репетиции.

сентябрь 2012

 

 

3

 

Выступление в Детской хоровой школе.

октябрь 2012

 

4

 

Выступление в прогимназии №237. Выступление в детском саду № 246.

 

ноябрь 2012

 

5

 

Обсуждение результатов проекта.

декабрь 2012

 


Механизм реализации проекта

  

Мероприятия

Участники, место проведения

1

Подготовка выступлений

Преподаватели отдела «Музыкальный инструмент» и музыкально-теорети-ческого отдела ДХШ, учащиеся ДХШ, родители учасщихся

2

Выступления

Детская хоровая школа, детские обра-зовательные учреждения г. Саратова

 3. Проект «Саратов. Перекрёстки поэзии, музыки и живописи»

(«Отечество. Через прошлое к настоящему»).

Одной из важнейших задач современной педагогики является формирование сознательного человека, любящего свою Родину, землю, гдеон родился и вырос, гордящегося историей и культурой своего края. Данный проект посвящён творчеству саратовских поэтов и художников прошлого и настоящего и является заключительной частью цикла «Отечество. Через прошлое к настоящему».

Цель: способствовать нравственно-патриотическому воспитанию учащихся черезинтерес к истории родного края, к современным культурным событиям Саратова, к творчеству наших современников.

Задачи:

- формироватьпредставления учащихся о внутренних закономерностях культурно-исторического процесса с учётом прошлого и современного опыта музыки, живописи и поэзии;

познакомить учащихся с творчеством саратовских поэтов и художников 19- 21 веков;

- воспитывать способность к самостоятельному осмыслению и обобщению явлений действительности и искусства.

 

Мероприятия

Планируемые сроки выполнения

Отметка о выполнении

1

Подбор литературно-художественного, музыкального и теоретического материала. Разучивание.

сентябрь 2012

 

2

Встреча с саратовским художником.

октябрь 2012

 

3

Подбор иллюстративного материала для видеоряда, работа с ИКТ, создание мультимедийной презентации. Репетиции.

ноябрь 2012

 

4

Встреча с саратовскимпоэтом.

декабрь 2012

 

5

Подведение промежуточных результатов. Корректировка плана работы.

январь 2013

 

6

Выступление в городской библиотеке.

февраль 2013

 

7

Конкурс творческих работ в ДХШ. Обсуждение.

март 2013

 

8

Выступление в Саратовском государственном художественном музее имени А. Н. Радищева.

апрель 2013

 

9

Выступление в ДШИ № 2 Саратовского района.

май 2013

 

10

Подведение итогов, обсуждение результатов проекта.

июнь 2013

 

Механизм реализации проекта

 

Мероприятия

Участники, место проведения

1

Подготовка выступлений

Преподаватели отдела «Музыкальный инструмент» и музыкально-теорети-ческого отдела ДХШ, учащиеся ДХШ.

2

Выступления

Детская хоровая школа, Государствен-ный художественный музей

им. А.Н.Радищева, городская библио-тека, ДШИ № 2 Саратовского района


Проект «От экологии природы – к экологии души»

“Через красивое – к человечному

- такова закономерность воспитания”

В. А. Сухомлинский.

Актуальность проекта:

Экологическая компетентность современного человека является одним из важнейших условий реализации гуманитарной стратегии решения глобальных экологических проблем и устойчивого развития цивилизации. В «Концепции устойчивого развития России» выделен раздел «Экологическое образование, экологизация общественного сознания», а постановления правительства возводят экологическое образование в разряд первостепенных государственных проблем.

Высшая цель современного образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны.

В 21 веке происходит расширениеосновного значения термина «экология». Вводятся понятия экология души, экология отношений, экология семьи. Современная экология– это комплексная наука, изучающая не только связи живых организмов с окружающей средой, но и все виды взаимодействий человека – общества – природы. Вся духовная жизнь человека тесно связана с природой, и это определяет использование природы как средства, а формирование гармонии отношения к ней выступает как одна из задач нравственно-эстетического воспитания.Экология природы, ее сохранность, бережное отношение к ней влияют на экологию нашей души, формируют чувство ответственности за все, что нас окружает.

Семья, как основной элемент общества, была и остается хранительницей человеческих ценностей, культуры и исторической преемственности поколений. Именно в ней формируются экологическая культура членов семьи, основы поведения человека, в том числе его отношение к природе, потребность в необходимости сохранения ее богатств

Данный проект являетсяодной из личностно-ориентированных технологий, эффективным способом организации самостоятельной деятельности учащихся, реализующих свои способности и потенциал личности; деятельности, направленной на решение актуальной проблемы современной жизни.

Цель:

Формирование экологического мировоззрения, пропаганда значимости окружающей природной среды и семейных ценностей через эстетическую и нравственную силу музыки и поэзии.

Задачи:

- Воспитание чувства ответственности за поступки людей по отношению к Земле, социально-активной позиции по защите и сохранению окружающей среды, чувства сопереживания природе.

- Формирование духовно-нравственного отношения к родному дому и семье.

- Развитие познавательных, личностных, коммуникативных компетентностей учащихся.

Описание проекта.

Проект «От экологии природы к - экологии души» является внеклассным мероприятием и состоит из 2-х частей (2-х отдельных проектов):

1. «Наш дом - Земля»,

2. «Мой семейный альбом».

Вид проекта по содержанию:

концертный, музыкально-художественный.

по комплектности:

межпредметный (совместная работа преподавателей фортепианного и музыкально-теоретического отделов)

по характеру контактов между участниками:

внутришкольный разновозрастной (сотворчество преподавателей и учащихся)

Сроки реализации:

2013-2014 учебный год (с сентября 2013г. по май 2014г. включительно)

Оформление проекта:

сценарии с мультимедийными презентациями.

Идеи презентации проекта:

музыкально-литературная композиция с мультимедийным видеорядом.

Ожидаемые результаты.

Регулярная концертно-исполнительская деятельность учащихся, способствующая их самореализации и самовыражению.

Творческие работы учащихся (создание впрограмме Power Point презентаций, создание видеофильмов по тематике проектов)

1. Проект «Наш дом - Земля»

(«От экологии природы -к экологии души»)

Актуальность: В ХХI веке повышенная техническая и информационная насыщенность среды обитания влияют и на самого человека, и насвязанный с ним мир всего живого. Сложившееся на Земле положение учёные определяют как экологический кризис. Ина сегодня одна из важнейших задач - поиск путей выхода из него. Поэтому экологическое воспитание подрастающего поколения является в настоящее время одним из приоритетных направлений работы. Возникает необходимость подведения учащихся к осознанию своего места в природе как её составной части. В этой связи необходимо развитие добрых, положительных чувств ко всему живому и вместе с тем ощущения ценности собственной жизни, её уникальности и причастности к окружающему миру. Нужно понимание, что природа – это не только материальная среда человеческого существования, но и духовная, входящая в объекты научного и художественного познания.

Цель проекта: 

Формирование активной гражданской позициии содействие эколого-эстетическому и нравственному воспитанию учащихся.

Задачи:Разбудить интерес учащихся к судьбе Земли.

- Повысить уровень заинтересованности в защите и сохранении природной средыродного края.

- Воспитывать нравственноеотношение к природе и человеческой личности. 

- Способствовать успешной самореализации иразвитию интереса к творческой и познавательной деятельности учащихся.

Мероприятия

Планируемые сроки выполнения

1

Подбор музыкального, литературно-художественного, иллюстративного (для видеоряда) материала, разучивание, репетиции. Создание мультимедийной презентации.

Сентябрь 2013

2

Выступление в СОУНБ

Октябрь 2013

3

Выступление в Областной библиотеке для детей и юношества им. А.С.Пушкина

Ноябрь 2013

4

Выступление в Саратовском областном музее краеведения

Ноябрь 2013

5

Обсуждение результатов проекта

Декабрь 2013

2. Проект «Мой семейный альбом»

(«От экологии природы -к экологии души»)

 Актуальность: Семья является определенным жизненным пространством, в котором протекает боль­шая часть жизни каждого из нас. С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как гражданина. Семья – это своеобразная «экологическая система», в которой каждый стремится удовлетворить свои потребности, реализовать, разви­вать себя и в то же время находиться в теснейшей связи со всеми членами семьи. Семья - это то, что обучает человека общению и взаимодействию с этим сложным современным миром. Только в семье человек может быть по-настоящему счастлив и обрестидушевное равновесие.

Цель: Формирования у учащихся духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье.

Задачи: 

- Воспитывать любовь и уважительное отношение к родителям, укрепить привязанность к членам своей семьи.

-Осознатьценность семьи для каждого человека.

- Формировать нравственное отношение к семейным традициям.

- Активизировать навыки эмоционального общения с членами семьи.

- Обогатить знанияо своей семье.

- Развивать творческие и коммуникативные способности учащихся.

- Вовлекать родителей в совместную с детьми деятельность.

Творческие работы учащихся: подобрать фотографии, отражающие родословную и важные моменты в жизни семьи, а также впечатления о семейных путешествиях, труде и отдыхе, создать небольшой семейный альбом (презентацию, родословное древо).

Мероприятия

Планируемые сроки выполнения

1

Подбор музыкального, литературно-художественного материала, работа с ИКТ, разучивание, репетиции. Создание мультимедийной презентации

 

Январь 2014

2

Выступление в ДХШ

 

Февраль 2014

3

Выступление в Областной библиотеке для детей и юношества им. А.С.Пушкина

 

Март 2014

4

Выступление в МОУ «Гимназия №1»

Апрель 2014