____

 

 

Уважаемые родители!

Детская музыкальная школа имени М.В.Тельтевской приглашает детей в возрасте 6,5-9 лет на обучение на бюджетной основе по специальностям:

«Фортепиано»

«Хоровое пение»

«Народное пение» с игрой на балалайке и аккордеоне.

Детей в возрасте 9-12 лет - по специальности «Гитара».

На отделении платных образовательных услуг ведется обучение по дисциплинам:

«Эстрадное пение»

«Академический вокал»

«Синтезатор»

Дети дошкольного возраста (4-6 лет) приглашаются на обучение по программе «Раннее эстетическое развитие».

ДМШ им.М.В.Тельтевской расположена в Заводском районе

по адресу: ул.Верхняя, д.26 (тел. 72-96-29) и в Октябрьском районе

по адресу: ул.Шевченко. д.2 (тел. 72-13-11).

 

 

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

 

  Методическая работа на тему: «Обзор учебного пособия Г.Цыгановой и И.Корольковой

 «Новая школа игры на фортепиано»

 (преп. Соломонова Л.В.)

 Цель моей работы – аналитический обзор современного учебного пособия «Новая школа игры на фортепиано» Г.Цыгановой и И.Корольковой.

 Среди огромного количества учебных пособий для начинающих пианистов, как старых изданий, известных еще со второй половины прошлого века и являющихся на протяжении многих десятилетий фундаментом детского педагогического репертуара, а именно:

 «Школа игры на фортепиано под ред. А.Николаева;

 «Школа игры на фортепиано» Н.Кувшинникова, М.Соколова;

 «Сборник фортепианных пьес, этюдов и ансамблей» С.Ляховицкой, Л.Баренбойма;

 «Юный пианист» Л.Ройзмана, В.Натансона;

 «Первая встреча с музыкой» А.Артобалевской

 так и новых современных изданий, несомненно, отличающихся теми или иными достоинствами, как:

 «Школа игры на фортепиано» Б.Поливоды, С.Сластененко;

 «В музыку с радостью» О.Геталовой, И.Визной;

 «Буратино за фортепиано» И.Илюхиной;

 «Музыкальные жемчуженки» Н.Шелухиной

 особо привлекает внимание современный сборник «Новая школа игры на фортепиано», явившейся результатом многолетнего опыта работы с детьми Галины Георгиевны Цыгановой и Ирины Станиславовны Корольковой.

 Отличительной особенностью «Новой школы» является включение в учебное пособие раздела, посвященного начальному периоду обучения (5-6 лет), который в других изданиях, опубликованных ранее, практически отсутствует или сведен к минимуму.

 «Новая школа» состоит из III частей, которые охватывают музыкальный материал от подготовительного до 3-го классов детской музыкальной школы и представляют собой лучшие образцы детской фортепианной литературы от отечественной и зарубежной классики до произведений современных композиторов. 

I часть –

это фортепианная азбука, посвященная начальному периоду обучения,

II часть –

предназначена для учащихся 1-2классов. В нее входят все традиционно используемые разделы педагогического репертуара юных пианистов: пьесы, этюды, полифонические пьесы, произведения крупной формы (сонатины и вариации) без строго разграничения по жанрам.

III часть –

представляет собой педагогический репертуар для учащихся 2-3 классов. В него также входят все основные разделы программы, но четко разграниченные по жанрам: полифонические пьесы, пьесы, произведения крупной формы и этюды. Произведения выстроены в порядке усложнения.

 Рассмотрим более подробно каждую из частей.

 I часть – Фортепианная азбука»

 Предваряет «Азбуку» обращение авторов «Здравствуй, малыш!» Во вступительном слове задушевно и тепло говорится о значении музыки и рассказывается о том, как попасть в волшебный мир музыкальных звуков, чтобы самому творить чудо. На протяжении всей I части с ребенком ведется доверительный и заинтересованный разговор. Для развития его мыслительного процесса и образной ассоциации фортепианная азбука иллюстрирована.

 Теоретический материал, который своей сложностью может отпугнуть ребенка, преподносится, в основном, на понятном языке, в доступной форме и с использованием игровых элементов. Это очень важно, так как познавательный процесс должен идти естественным путем, вызывая у малыша любознательность и положительные эмоции.

 Своей оригинальностью меня привлекли следующие темы:

 «Регистры». Ученику по изображенным картинкам требуется определить, в какой части клавиатуры «живут» звери: заяц, волк, мышка, слон, лиса, ежик и другие животные. Задание вызывает живой отклик у малыша и дает толчок развитию его мыслительного процесса, образного восприятия и слухового контроля.

«Ритм». Малыш с удовольствием определяет хлопками долгие и короткие звуки, которые потом пытается записать белыми и черными кружочками. А в представленных в учебнике небольших стишках, под которыми также нарисованы черные и белые нотки, ученик, проверяет правильность написания ритма:

«У козы рогатой чудные козлята»;

 «У ворот огород, в огороде лук растет»;

 «Лежебока рыжий кот отлежал себе живот»;

 «Раз шажок, два шажок – под ногой скрепит снежок»;

 «На полянке у пенька зайцы пляшут трепка» и т.д. Эти занятия вызывают неподдельный интерес у ребенка, и в игровой форме он знакомится с одним из сложных элементов музыкальной речи.

 «Скрипичный ключ. Ноты до, ре, ми». Необычно происходит знакомство и последовательность изучения нот. Первоначально изучаются ноты до, ре, ми в нотной записи. После знакомства в стихотворной форме со скрипичным ключом авторы «Новой школы» показывают ребенку не просто ноты, а портреты нот, действительно помещая каждую из них вместе со скрипичным ключом в отдельную рамочку, сопровождаяобразными пояснениями их местонахождения. И обращаются к малышу: «Запомни имена этих нот… Ты должен научиться узнавать эти ноты так же быстро, как ты узнаешь своих друзей, и ни в коем случае не путать их друг с другом…» После того как «портреты» нот хорошо усвоены, они находят свое подтверждение на клавиатуре вокруг 2-х черных клавиш и затем закрепляются на музыкальном материале, представленном в «Новой школе». Несколько позже происходит аналогичное знакомство с портретами остальных нот: фа, соль, ля, си и соответственно на клавиатуре – вокруг 3-х черных клавиш и также закрепляются на музыкальном материале.

 «Длительности звуков. Такты. Тактовая черта». Половинные и четвертные длительности сравниваются с длинными (папиными) шагами и короткими (детскими) шагами. Записанная музыка, делясь на такты, ассоциируется с поездом, состоящим из вагонов (тактов), в которых едут короткие и длинные ноты.

 Наглядность тем обязательно подтверждается иллюстрированным материалом (рисунками). Образность и доступность сравнений необходимы ребенку на начальном этапе обучения в связи с их возрастной психологией.

 Музыкальный материал, который представлен в фортепианной азбуке, преимущественно новый, нигде ранее не встречающийся, состоит из 43 песен в основном, авторских сочинений.

Известно, что начальное музыкальное обучение – это фундамент, от качества которого зависит дальнейшее развитие ученика и его отношение к музыке. Поэтому фортепианная азбука, имеющая одну из целей – накопление музыкальных впечатлений основывается, прежде всего, на пении. Так как именно пение является наиболее доступным видом искусства на данном этапе.

 Все песенки программны: «Жучка», «Два щенка», «Неудобный стул», «Люся и гуси», «Три лягушки», «Черепаха», «Шляпа», «Варежка» и др. понятны и удобны даже самым юным музыкантам, как по тексту, так и по музыкальному содержанию.

 Количество музыкального материала вполне достаточно для усвоения и закрепления начальных игровых навыков на фортепиано, которые, в дальнейшем, будут развиваться и усложняться.

II часть «Новой школы на фортепиано» представляет собой более сложный и более объемный музыкальный материал – 77 пьес. Это произведения разнообразные по характеру, содержанию и форме.

 Наряду с большим количеством песенной музыки разных народов (русского, украинского, белорусского, немецкого, чешского) встречаются подвижные танцевальные пьесы (К.Лонгшамп-Друшкевич «Полька», белорусская полька «Янка», Л.Лукомский «Полька», И.Кореневская «Танец», И.Беркович «Бульба», А.Жилинский «Веселые ребята»), а также четкие чеканные марши (П.Берлин «Марширующие поросята», И.Беркович «Марш»).

 Много в разделе этюдов Е.Гнесиной, А.Гедике, И.Берковича, А.Николаева, Л.Шитте и других авторов, в которых применяются простейшие технические приемы, основанные на разнообразных штрихах, чередование рук, использовании небольших групп нот legato в пределах позиции руки.

Представлены в данном разделе и полифонические пьесы. Это русские песни и их обработки, содержащие элементы подголосочной и имитационной полифонии: («Дровосек», «Во поле береза стояла», «Русская песня с вариацией» А.Дюбюк). Элементы полифонии встречаются в пьесах отечественных и зарубежных авторов (Н.Владыкина-Бачинская «Селезень», И.Лотман «Эхо», Н.Руднев «Щебетала пташка», Л.Моцарт «Менуэт» и «Бурре», И.Кригер «Менуэт» и т.д.)

 Произведения крупной формы, к которым относятся сонатины и вариации, также помещены в данный раздел. Они различны по характеру, фактуре, образности, изложению музыкальной речи. Очень важно, что на начальном этапе обучения в этом сборнике можно выбрать наиболее удобные, доступные для понимания и исполнения произведения (А.Дюбюк «Русская песня с вариацией»,

Я.Ванхаль Сонатина C-dur,

 Ю.Щуровский Вариации на чешскую песню,

И.Беркович Сонатина C-dur,

 Т.Назарова Вариации на тему русской народной песни «Пойду ль я, выйду ль я»,

 И.Литкова Вариации на тему белорусской народной песни «Савка и Гришка делали дуду»).

 Во всех произведениях крупной формы явно ощущается тяготение к народной музыке, составляющей основу сонатной и вариационной формы в данном разделе.

 Великолепен подбор пьес современных композиторов. Среди них – произведения популярного в настоящее время новгородского композитора В.Коровицына, музыка которого отличается яркой образностью, выразительностью, гибкой фразировкой и традиционным гармоническим языком: «Музыкальная шкатулка», «Погоня», «Воробушки», «Волынка».

 Ансамблей в II части – 4:

 «Хохлатки» немецкая народная песня обр. В.Пороцкого,

 «Чешская народная песня» обр. В.Неедлы,

 «Весенняя» В.А.Моцарт,

 «Светит месяц» русская народная песня.

 Ансамблевой игры в 4 руки в сборнике недостаточно. Это очень полезный и необходимый вид работы над музыкальным произведением, способствующим развитию у юного пианиста важнейшего качества – умения хорошо слушать музыку и активно участвовать в исполнении благодаря необходимости слушать и согласовывать свою партию с партией партнера.

 Работа над любым музыкальным произведением является основой процесса обучения игре на фортепиано. При изучении различных произведений ученик уже на начальном этапе пианистического развития знакомится с музыкальной речью, ее строением, приобретает первые исполнительские навыки, развивает музыкальную память и слух, творческое воображение и учится вникать в суть музыкальных образов.

 III часть «Новой школы» состоит из 4-х разделов:

 -полифонические произведения;

-пьесы;

 -произведения крупной формы;

 -этюды.

 Обучение детей необходимо вести на художественно ценном и содержательном материале при одновременной простоте, доступности и доходчивости. Основным материалом на начальном этапе обучения должны служить произведения, органически связанные с народной песней, народным танцем. Соответствующий материал широко представлен в «Новой школе игры на фортепиано (III ч.) Г.Цыгановой и И.Корольковой.

 Раздел «полифонические произведения» состоит из 25 пьес. Наряду с известными полифоническими пьесами Г.Перселла, Л.Моцарта, В.Моцарта, Й.Гайдна, И.С.Баха раздел объединяют небольшие старинные танцевальные пьесы: менуэт, бурре, аллеманда, сарабанда, полонез, ригодон, которые многоплановы не только по настроению, но и богаты различными ритмами, мелодиями. Большое количество менуэтов особенно хороши своим разнообразием: задумчивые и печальные, изящные и грациозные, радостные и торжественные.

 Среди пьес полифонического склада встречаются малоизвестные произведения, написанные в стиле русских и украинских народных песен: А.Дюбюк «Поднялась погодка»,

 И.Беркович «Ой, под горою, под перевозом»,

 И.Беркович «Русская песня»,

 И.Беркович «Ой, летает сокол»,

 Г.Орлянский «Подоляночка». Все перечисленные пьесы, использующие элементы одноголосной и имитационной полифонии необычайно выразительны, глубоки и проникновенны.

 Овладение полифонией нелегкая задача, но при целенаправленной работе она помогает не только развитию навыков исполнения полифонической музыки, но и музыкально-пианистической подготовки в целом.

 Второй раздел – «Пьесы». Основным критерием, которым преподаватель должен руководствоваться при выборе пьес, как уже говорилось ранее, является их качество, их художественная ценность, содержательность. Не менее важная задача – целесообразность использования пьес на данном этапе с учетом перспективы развития ученика.

 Данный раздел состоит из 41 пьесы, дающих возможность широкого выбора пьес учащимся разных способностей и подготовленности. В большинстве своем – это совершенно новый, «свежий» музыкальный материал, который не переходит из учебника в учебник:

 Н.Агафонников «Частушка»,

 И.Беркович «Русская плясовая»,

 В.Антюфеев «Веселый танец»,

 Н.Любарский «Плясовая»,

 С.Шевченко «Весенний день»,

 С.Вольфензон «Мои цыплята»,

 А.Роули «В стране гномов» и другие.

 Богатая палитра самых разнообразных, рельефно очерченных мелодий, ярких национальных образов, живая зарисовка красочного быта, легкие подвижные танцевальные темы, веселый частушечный наигрыш, действительно дают возможность широкого выбора произведений.

 В этом ряду большое количество – 10 пьес – замечательного отечественного композитора С.Майкапара из сборника «Бирюльки» и музыка, уже упоминавшегося композитора-современника В. Коровицына.

 Основные требования к ученику при разучивании пьес – это содержательность, искренность, качество исполнения. Поэтому ребенок, в первую очередь, должен вникнуть в содержание произведения, разобраться в его характере, музыкальных образах, в стилевых и жанровых особенностях, чтобы потом выразить чувства и мысли, заложенные композитором в конкретном произведении.

 Третий раздел – произведения крупной формы (сонатины, вариации, рондо). Это более сложный музыкальный материал и вводится он в репертуар учащихся, уже в достаточной мере овладевшими пианистическими навыками и пальцевой беглостью при исполнении пьес в подвижном темпе. Трудность исполнения объясняется не только техническими задачами, но и самой формой, более объемной и построенной на контрастном материале.

 Тем более важно, что авторы «Новой школы» уже познакомили детей с несложными и удобными для исполнения сонатинами и вариациями, представленными во II части сборника. На их примере учащиеся уже познакомились с особенностями и строением произведений этого жанра, естественно, в краткой и доступной форме.

 Третий раздел состоит из 17 произведений крупной формы от более легких и до более сложных, которые дают преподавателю возможность выбора наиболее оптимального музыкального материала для конкретного ученика. А также более подробного знакомства ученика с формой и строением сонатины, рондо, вариации.

 Произведения крупной формы, представленные в данном разделе самые разнообразные по стилю и характеру. Композиторский ряд достаточно широк: от зарубежных (К.Рейнеке, Т.Хаслингер, Д.Штейбельт, Ф.Дуссек, А.Андре, М.Клементи, В.Моцарт) до отечественных (А.Гедике, И.Беркович, Ю.Некрасов, Н.Голубовская) и малоизвестных, непубликуемых в других сборниках современных авторов (И.Кочугова, Л.Миклашевский), что нисколько не умоляет ценности и художественного достоинства произведений представленных вновь композиторов.

 Образно-эмоциональному строю сонатин, вариаций и рондо «Новой школы» присущи большая моторная устремленность, четкость ритма, закономерность чередования штрихов, удобное исполнение приемов мелкой техники.

 Постоянно работая над качеством исполнения произведений крупной формы и, преодолевая технические трудности, ученик приобретает опыт, совершенствует исполнительское мастерство и постепенно готовит себя к более сложному репертуару – сонатинам и сонатам М.Клементи, В.Моцарта, Л.Бетховена и других зарубежных композиторов.

 Четвертый раздел – этюды.

 Достижение исполнительского мастерства, в первую очередь, связано с общим музыкальным развитием ученика, его художественным вкусом, его умением понимать содержание исполняемых произведений.

 Тем не менее, исполнительское искусство требует и систематической работы над техническими навыками. Поэтому работа над этюдами не только развивает беглость пальцев, но и является своеобразной «копилкой» исполнительского опыта.

 В разделе – 23 этюда. Это все, в основном, знакомые, часто встречающиеся в других учебных пособиях, этюды. Авторы их хорошо известны: А.Гедике, И.Беркович, К.Гурлит, Ф.Леккупе, А.Лемуан, К.Черни, А.Лешгорн, Л.Шитте. И лишь три этюда К.Сорокина, А.Жилинского и А.Стоянова привлекают внимание своей новизной.

Этюды, которые завершают III часть «Новой школы» достаточно разнообразны по характеру и техническим задачам.

Основной упор делается на развитие независимости движения рук, выполняющих разные по рисунку и штрихам партии в правой и левой руке. Это сложная задача и заставляет ученика быть более сосредоточенным и внимательным к тексту.

Овладение необходимыми техническими навыками, как точность, быстрота, разнообразие движений, беглость пальцев и ловкость движений рук не является самоцелью, а представляет собой развитие определенных исполнительских элементов, которые способствуют раскрытию содержательности музыкальных образов в произведении. Поэтому в этюдах помимо технических навыков необходимо уделять большое внимание фразировке и динамическим оттенкам, чтобы приучить ребенка к контролю за качеством звучания и к осмысленности исполнения.

Завершает «Новую школу» музыкальный словарь «Это надо знать!» и словарь музыкальных терминов, которые будут встречаться в дальнейшей работе. Преподаватель должен знакомить ученика и с иностранными музыкальными терминами и добиваться от него вдумчивого отношения ко всем текстовым обозначениям в музыкальном произведении.

Учебное пособие «Новая школа игры на фортепиано» Г.Цыгановой и И.Корольковой – замечательный современный учебник по фортепиано, тщательно продуманный авторами.

Но есть в учебнике некоторые моменты, с которыми я не могу согласиться.

1. По-моему мнению, на начальном этапе обучения (фортепианная азбука), знакомя ребенка с теоретическим материалом, не следует его загромождать сложной терминологией (акколада, аппликатура) и давать названия всех октав (контроктава, субконтроктава, неполная пятая октава).

2. Я бы не стала с первых уроков по фортепиано переходить на исполнение доступных песенок сразу, хотя и поочередно, двумя руками. Целесообразнее закрепить, на мой взгляд, извлечение звука non legato сначала одной рукой, направляя внимание ребенка на качество звукоизвлечения, потом другой. Как только приобретен навык «организованной» руки и малыш пытается слушать себя, можно сразу переходить на игру двумя руками по «Новой школе».

3. Прежде чем вводить игру на legato на песенном материале, необходимо, на мой взгляд, поиграть соответствующие упражнения отдельными руками сначала из двух звуков на legato от всех белых клавиш в пределах октавы, добиваясь связного исполнения, потом из 3-х, которые легче воспринимаются учеником в качестве одной звуковой линии. В этом плане незаменима «Школа игры на фортепиано» под ред. А.Николаева.

4. При знакомстве с нотами басового ключа учащиеся всегда испытывают трудности с их освоением, поэтому необходимо, на мой взгляд, уделить этой теме больше внимания за счет увеличения музыкального материала с использованием нот басового ключа.

5. В данном учебном пособии представлено всего 4 ансамбля. Для общего музыкального развития учащегося, для его полифонического мышления и развития гармонического чувства, безусловно, необходимо значительно большее количество ансамблей.

А в остальном, «Новая школа игры на фортепиано» Г.Цыгановой и И.Корольковой представляет собой качественное учебное пособие, рассчитанное на 4 года обучения. Авторы видели свою задачу в том, чтобы представить полноценный учебный материал, способствующий развитию ученика от самых простых и доступных песенок к овладению разнообразными приемами игры, знакомству с различными стилями и жанрами музыки, глубокому проникновению в содержание произведений.

Авторы стремились обогатить традиционно используемый педагогический музыкальный материал за счет редко издаваемых или совершенно новых современных, обладающих, несомненно, художественными достоинствами, сочинений.

Используемая литература:

 1. А.Николаев. «Школа игры на фортепиано»,

 2. Н.Кувшинников, М.Соколов. «Школа игры на фортепиано»,

 3. С.Ляховицкая, Л.Баренбойм. «Сборник фортепианных пьес, этюдов и ансамблей»,

 4. Л.Ройзман, В.Натансон. «Юный пианист»,

 5. А.Артоболевская «Первая встреча с музыкой»,

 6. Л.Баренбойм. «Путь к музицированию»,

 7. О.Геталова, И.Визная. «В музыку с радостью»,

 8. Б.Поливода, В.Сластененко. «Школа игры на фортепиано»,

 9. Н.Шелухина. «Музыкальные жемчуженки»,

 10. И.Илюхина. «Буратино за фортепиано»,

 11. О.Геталова. «Обученье без мученья»,

 12. Т.Бабичева. «Нотки-клавиши»,

 13. В.Натансон. «Вопросы фортепианной педагогики»,

 14. А.Щапов. «Фортепианный урок в музыкальной школе и училище».

icetheme