Муниципальное образовательное учреждение

 

дополнительного образования детей

 

«Детская хоровая школа имени М.В.Тельтевской»

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ

 

РАБОТА

 

 

 

на тему: «Инновационные формы работы

 

на уроках сольфеджио в младших классах»

 

 

 

 

 

              

 

                                            

 

                                                      Выполнила

 

                                                      преподаватель

 

                                                      музыкально-теоретического отдела

 

                                                     

 

                                                      Питанова Инна Аркадьевна

 

                                                              

 

                                                                                                                

 

 

 

г.Саратов

 

 

 

2013 г.

 

 

 

Инновации в музыкальном образовании – естественное и необходимое условие его развития в соответствии с постоянно меняющимися потребностями обучающихся в ДМШ, ДШИ, ДХШ. Способствуя, с одной стороны сохранению существенных ценностей, с другой стороны – они закладывают основы преобразований. Образовательный процесс в современном мире опирается на сочетание базового и вариативного принципов обучения, что является методологической основой качественной подготовки учащихся в ДМШ, ДШИ, ДХШ. В связи с разработкой ФГТ возникла необходимость в создании и реализации оригинальных учебных планов, разновидностей уроков, в том числе контрольных и зачетов, которые будут предполагаться по новой программе предпрофессионального образования.

 

Движение в сторону усовершенствования традиционной методологии стимулирует творческую инициативу преподавателя, способствует созданию новых алгоритмов преподавания знаний. Сегодня эффективно действующим оказывается преподаватель: мобильный, способный к творческому росту и профессиональному совершенствованию, к восприятию и созданию инноваций, и тем самым к обновлению своих знаний, обогащению педагогической теории и практики.

 

Современная модель инновационной школы ориентирована на задачу осуществления индивидуальной программы развития личности, на формирование познавательной мотивации учащихся и его творческой инициативы. Поиск новых приемов и методов преподавания способствует решению этой задачи. В итоге педагог-новатор должен стремиться раскрыть творческий потенциал учащихся, для которых музыкальная дисциплина «сольфеджио» станет «территорией развития» дарований и творческих способностей. Содержание уроков сольфеджио предполагает опору на применение традиционных форм работы с использованием занимательных, игровых заданий.

 

Мною разработаны разновидности уроков по сольфеджио для учащихся 1, 2, 3 классов. Реализация таких занятий повысит интерес к предмету «сольфеджио», активирует деятельность учащихся на уроках, предоставит возможность обобщить пройденный материал, закрепить приобретенные навыки.

 

Разновидности уроков:

 

  1. урок – соревнование,
  2. урок – викторина,
  3. урок – игра «Умники и умницы».

 

 

 

Урок – соревнование.

 

Это обычный урок, но все формы работы на уроке выполняются двумя командами. Каждая команда выбирает командира, который назначает или предлагает участника предложенных заданий.

 

Задания соревнования – теоретические, практические, интонационные, слуховые, в том числе музыкальный диктант, сольфеджирование по нотам и наизусть.

 

На таком уроке учащиеся очень активны, эмоциональны, стараются показать больше положительных ответов, заработать высокие баллы. Каждая форма работы – как новая эстафета, оценивается в 5 баллов и вместо цифр на доске вешаются разноцветные магниты:

 

Красный – 5 баллов,

 

Синий – 4 балла,

 

Зеленый – 3 балла.

 

Такие уроки желательно проводить 1-2 раза в четверти. Выбираются 1-2 главные темы четверти и отрабатываются в таком соревновании.

 

 

 

Урок – викторина.

 

Урок – викторина проводится в конце четверти как способ проверки теоретических знаний и слуховых навыков.

 

В 1 классе – во 2, 3 четвертях, во 2, 3 классах – в 1 и 3 четвертях.

 

 

 

Варианты кроссвордов: 

 

 

 

   1

Л

А

Д

 

 

 

 

 

 

 

 

   2

Т

Р

Е

З

В

У

Ч

И

Е

 

 

3

Г

А

М

М

А

 

 

 

 

 

 

4

Т

О

Н

А

Л

Ь

Н

О

С

Т

Ь

5

Т

О

Н

 

 

 

 

 

 

 

 

6

И

Н

Т

Е

Р

В

А

Л

 

 

 

7

М

А

Ж

О

Р

 

 

 

 

 

 

8

Д

И

Е

З

 

 

 

 

 

 

 

9

М

Е

Т

Р

 

 

 

 

 

 

 

10

П

А

У

З

А

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Организация звуков вокруг тоники.
  2. Сочетание 3-х звуков.
  3. Звукоряд от тоники до ее повторения.
  4. Высота лада.
  5. Расстояние через клавишу.
  6. Сочетание 2-х звуков.
  7. Веселый лад.
  8. Знак повышения звука.
  9. Чередование сильных и слабых долей.

 

10.Остановка в музыке.

 

 

 

Для 1 класса (II четверть)

 

 

 

   1

С

О

Л

Ь

 

 

 

 

 

 

 

   2

П

А

У

З

А

 

 

 

 

 

 

3

У

С

Т

О

Й

Ч

И

В

Ы

Е

 

4

Б

Е

К

А

Р

 

 

 

 

 

 

5

П

О

Л

У

Т

О

Н

 

 

 

 

6

Г

А

М

М

А

 

 

 

 

 

 

7

М

И

Н

О

Р

 

 

 

 

 

 

8

Р

А

З

М

Е

Р

 

 

 

 

 

9

С

И

Л

Ь

Н

А

Я

 

 

 

 

10

Б

А

С

О

В

Ы

Й

 

 

 

 

 

 

 

  1. Нота на второй линейке.
  2. Остановка в музыке.
  3. Название ступеней.
  4. Знак отмены диеза и бемоля.
  5. Самое близкое расстояние между клавишами.
  6. Звукоряд от тоники до ее повторения.
  7. Грустный лад.
  8. Счет долей такта.
  9. Доля с акцентом.

 

10.Ключ фа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Для 2 класса (III четверть)

 

 

 

 

 

   1

А

К

К

О

Р

Д

 

 

 

 

 

 

   2

М

И

Н

О

Р

 

 

 

 

 

 

 

3

П

А

Р

А

Л

Л

Е

Л

Ь

Н

Ы

Е

4

Р

А

З

М

Е

Р

 

 

 

 

 

 

5

С

Л

А

Б

А

Я

 

 

 

 

 

 

6

З

А

Т

А

К

Т

 

 

 

 

 

 

7

С

Е

К

У

Н

Д

А

 

 

 

 

 

8

Б

Е

М

О

Л

Ь

 

 

 

 

 

 

9

Л

А

Д

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10

О

Д

Н

О

И

М

Е

Н

Н

Ы

Е

 

 

 

 

  1. Сочетание 3, 4, 5 звуков.
  2. Грустный лад.
  3. Тональности с одинаковыми знаками.
  4. Счет долей такта.
  5. Доля без акцента.
  6. Неполный такт.
  7. Интервал с расстоянием 2-х ступеней.
  8. Знак понижения звука.
  9. Организация звуков вокруг тоники.

 

10. Тональности с одинаковой тоникой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Для 3 класса (I четверть)

 

 

 

 

 

   1

Г

Л

А

В

Н

Ы

Е

 

 

 

 

 

   2

П

А

Р

А

Л

Л

Е

Л

Ь

Н

Ы

Е

3

К

О

Н

С

О

Н

А

Н

С

 

 

 

4

Д

И

Е

З

 

 

 

 

 

 

 

 

5

П

А

У

З

А

 

 

 

 

 

 

 

6

К

В

И

Н

Т

А

 

 

 

 

 

 

7

Д

О

М

И

Н

А

Н

Т

О

В

О

Е

8

Т

О

Н

А

Л

Ь

Н

О

С

Т

Ь

 

9

Т

О

Н

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10

М

Е

Л

О

Д

И

Ч

Е

С

К

И

Й

 

 

 

  1. Ступени I, IV, V.
  2. Тональности с одинаковыми знаками.
  3. Интервал, звучащий более мягко.
  4. Знак повышения звука.
  5. Остановка в музыке.
  6. Интервал с расстоянием 5-и ступеней.
  7. Трезвучие 5-й ступени.
  8. Высота лада.
  9. Расстояние между клавишами через одну.

 

10. Вид минора с повышением 2-х ступеней.

 

 

 

Слуховая викторина

 

 

 

Из предложенного списка определяются на слух 8 номеров с выписыванием услышанных элементов музыкального языка.

 

 

 

Варианты для 3 класса:

 

 

 

 

 

1 список:

Мажорная гамма,

 

Минорная гамма гармонический вид,

 

б2, Б53, ч4, м3, ч8, М53,

 

I, III, V ступени.

 

 

 

 

 

2 список:

Мажорная гамма,

 

Минорная гамма мелодический вид,

 

ч1, б3, м7, ч5, Б53, М53,

 

II, VII ступени.

 

 

 

 

 

Урок – игра «Умники и умницы».

 

Игра должна проводиться в конце учебного года на итоговом уроке.

 

Для учащихся 1, 2 классов игра проводится в упрощенной форме с предварительной жеребьевкой. Каждый ученик вытягивает карточку с номером своего выступления, а затем определяются команды по 3 человека, учащиеся сами выбирают свои дорожки, в количестве шагов – они одинаковые – 3 шага.

 

В 1-ом классе учащиеся закрепляют теоретические знания и слуховые навыки по сольфеджио и слушанию музыки. После участия всех игроков выбираются из каждой команды выигравшие, победители соревнуются в финале, затем главный финалист играет в блиц-игре.

 

 

 

Определения терминов.

 

 

 

#, # считалочка

пауза, ее разновидности

тоника, ее обозначение

слуховой анализ – минорная гамма

устойчивые ступени - I, III, V.

определить размер в произведении

слушание музыки - динамика

лад

темп

 

 

 

 

 

перечислить длительности нот

,       считалочка

устойчивые ступени

слуховой анализ – неустойчивые ступени

Т53

тетрахорд

слушание музыки –

ритм

тембр

мелодия

 

 

 

тоническое трезвучие, ступени

вводные ступени

гамма

слуховой анализ – мажорная гамма

минорное трезвучие

размер

слушание музыки - аккорд

темп

ритм

 

 

 

 

 

 

 

тетрахорд

неустойчивые ступени

размер

слуховой анализ – мажорное трезвучие

размер в мелодии

устойчивые ступени

слушание музыки –

темп

динамика

тембр

 

 

 

Финал

 

 

 

строение мажорной гаммы

назвать ключевые знаки в мажорных гаммах

схемы дирижирования размеров

слуховой анализ – назвать услышанные длительности в произведении

мажорная гамма

лад определить в мелодии

слушание музыки –

ритм

f, р

мелодия

 

 

 

Блиц-игра

 

 

 

транспозиция

лад

аккорд

слуховой анализ – определить размер в мелодии

вводные ступени

тетрахорд

слушание музыки - тембр

гамма

динамика

 

 

 

В конце игры называются победители блиц-игры и победители финала и выдаются ордена «Умники и умницы».

 

Во 2-ом классе закрепляются не только теоретические знания и слуховые навыки, но и практические навыки по основной теме года – «интервалы».

 

 

 

 

 

 

 

гамма,

устойчивые ступени

строение минорной гаммы

виды минора

слуховой анализ –

Б53

ч5

м2

устно назвать от звука «ре» - ч4

устно назвать от звука «ре» - б2

устно назвать от звука «ре» - б6

 

 

 

 

 

 

 

тон, полутон,

вводные ступени

#, # считалочка

размер,

схемы размеров

слуховой анализ –

мажорная гамма

М53

Б6

устно назвать от звука «ми» - м3

устно назвать от звука «ми» - м7

устно назвать от звука «ми» - ч5

 

 

 

 

 

 

 

,     считалочка

Б53, его строение

тетрахорд, пауза

слуховой анализ –

м3

минорная гамма, гармонический вид

размер, лад мелодии

устно назвать от звука «фа» - б3

устно назвать от звука «фа» - ч4

устно назвать от звука «фа» - б7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

тоническое трезвучие, обозначение в мажоре, миноре, ступени

параллельные тональности

интервал

слуховой анализ –

минорная гамма, мелодический вид

ч4

б7

устно назвать от звука «соль» - м2

устно назвать от звука «соль» - ч8

устно назвать от звука «соль» - ч1

 

 

 

Финал (победитель, победители играют дальше)

 

 

 

 

 

аккорд

М53, его строение

септима

слуховой анализ –

м6

минорная гамма, натуральный вид

ч8

устно назвать от звука «ля» - б3

устно назвать от звука «ля» - б6

устно назвать от звука «ля» - б2

 

 

 

Блиц-игра (игра победителей-финалистов)

 

 

 

консонансы

диссонансы

одноименные тональности

слуховой анализ –

б6

Размер, лад 2-х голосного примера

м3

устно назвать от звука «си» - м3

устно назвать от звука «си» - м7

устно назвать от звука «си» - ч5

 

 

 

В конце игры называются победители блиц-игры и победители финала, и награждаются орденами «Умники и умницы».

 

В 3-ем классе проведение игры «Умники и умницы» способствует закреплению полученных теоретических знаний, практических и слуховых навыков за 3 года обучения по программным требованиям.

 

  1. Игра начинается представлением жюри и ведущего конкурса.
  2. Вступительное слово ведущего о правилах игры. В начале игры проводится отборочный тур игроков и болельщиков. Дается 2 письменных задания:
  3. определение на слух интервалов – 4 шт. (проигрывание 2-3 раза) – оценивается в 4 балла;
  4. исправление 4 ошибок в мелодическом диктанте (8 тактов) – оценивается – в 4 балла.
  5. Общая сумма баллов - 8.

 

Для участия в игре учащиеся должны набрать от 4-8 баллов. Остальные учащиеся становятся болельщиками. Болельщики могут принять участие в том случае, если игрок не знает ответ на вопрос; за правильный ответ получает орден. Кто из болельщиков набирает 3 ордена в течение игры, тот может участвовать в финале.

 

После игры на оставшиеся вопросы тоже отвечают болельщики, отмечаются победители. По наибольшему количеству баллов игроки делятся по 3 человека на команды и занимают свою дорожку:

 

«красная» - 2 шага – самая быстрая, без права на ошибку;

 

«желтая» - 3 шага, с одной ошибкой;

 

«зеленая» - 4 шага – самая длинная, допускается 2 неверных ответа.

 

Тот, кто первым пройдет дорожку, становится победителем, и проходит в финал; победитель финала участвует в блиц-игре.

 

  1. По наибольшему количеству баллов игрок первым начинает игру. Каждый учащийся игры занимает свою дорожку, выбирает на плакате одну из позиций:

 

-        Лад. Тональность.

 

-        Интервалы.

 

-        Аккорды.

 

-        Метроритм.

 

Затем отвечает на вопрос по позиции, ответив правильно делает 1 шаг. Для участника «красной дорожки» сделавшего ошибку предлагается сыграть в ва-банк (т.е. забываем неправильный ответ и ждем правильный – подумать в стороне 2 минуты). Ответив правильно на заданный вопрос, игрок «красной дорожки» переходит на 1 шаг вперед.

 

Вопросы каждой позиции следуют от простого к сложному, включая не только теоретический материал, но и практические и слуховые задания.

 

 

 

Вопросы по I позиции – Лад. Тональность.

 

  1. Что называется ладом.
  2. Разновидность лада.
  3. Определение гаммы.
  4. Строение мажорной гаммы.
  5. Спеть гамму ре мажор.
  6. Сравнительный анализ – минорная гамма, мелодический вид.
  7. Определение тоники, в музыкальном номере, назвать знаки и тонику.
  8. Сравнительный анализ – минорная гамма, натуральный вид.
  9. Спеть гамму соль минор, натуральный вид.

 

10.Строение минорной гаммы.

 

 

 

Финал

 

  1. Одноименные тональности.
  2. В музыкальном номере определить тональность, назвать параллельную.
  3. Переменный лад.
  4. Спеть гамму до минор, гармонический вид.

 

 

 

Блиц-игра

 

  1. Параллельные тональности.
  2. Назвать к тональности фа # минор параллельную и одноименную.
  3. Транспозиция.

 

 

 

Вопросы к болельщикам по I позиции:

 

Тон, полутон, #,   ,    , устойчивые, неустойчивые, вводные ступени, главные ступени, виды минора, параллельные диезные тональности и бемольные, одноименные тональности к до, ре, фа, соль мажору.

 

 

 

Вопросы II позиции – Интервалы.

 

  1. Определение интервала.
  2. Перечислить интервалы.
  3. Определить на слух – ч4-б3.
  4. Интервал «квинта».
  5. Определить на слух – м2-ч1.
  6. Построить от звука «ре» - м3.
  7. Интервал «октава».
  8. В мелодии найти скачки и назвать интервалы.
  9. Определить на слух – б6-ч5.

 

10.Построить от звука «соль» - ч4.

 

 

 

Финал

 

  1. Интервал «септима».
  2. Обращение интервала.
  3. Интервал «секста».
  4. Построить от звука «ми» - б2 и ее обращение.

 

 

 

Блиц-игра

 

  1. Определение диссонанса, примеры.
  2. В интервальной цепочке найти консонансы, объяснить их значение.
  3. Выполнить обращение предложенных интервалов, подписать их.

 

 

 

Вопросы к болельщикам по II позиции:

 

Чистые интервалы, их обращения; большие интервалы, их обращения; малые интервалы, их обращения. Расшифровать интервалы: б2, м3, ч5, м7, ч8, ч4, м6.

 

 

 

Вопросы для игроков III позиции – Аккорды.

 

  1. Аккорд (определение).
  2. Трезвучие (строение).
  3. Тоническое трезвучие в ладах.
  4. Построить Т53 в до, ре мажоре.
  5. В мелодии найти движение по трезучию.
  6. М53 от звука.
  7. Определить на слух – Б53, назвать строение.
  8. Построить t 53 в ми и си миноре.
  9. Определить на слух – ув53, назвать строение.

 

10.Построить Б53 от звука «ля».

 

 

 

Финал

 

  1. Главные трезвучия лада.
  2. ум53 от звука – строение.
  3. Обращения Т53 (t53).
  4. Построить обращения Т53 в Ми    мажоре.

 

 

 

Блиц-игра

 

  1. Определить на слух главные трезвучия лада, построить их в До мажоре.
  2. Построить 4 трезвучия от звука – Б53, М53, ув 53, ум53.
  3. Построить главные трезвучия лада в a moll.

 

 

 

Вопросы к болельщикам по III позиции:

 

Трезвучие, расшифровать Т53, S53, Д53, Т64, t6; ув 53, ум 53, построение Д53 в гармоническом миноре (памятка).

 

 

 

Вопросы к игрокам IV позиции – Метроритм.

 

  1. Определение метра.
  2. Определить в мелодии метр.
  3. Определение размера.
  4. Схемы дирижирования простых размеров.
  5. Определить вид группировки.
  6. В мелодии назвать паузы.
  7. Схема дирижирования сложного размера.
  8. Назвать длительности в мелодии.
  9. Спеть гамму Ля мажор в ритме

 

 

 

 

 

 

 

10. Записать ритмический рисунок мелодии (2 такта – ¾).

 

 

 

Финал.

 

  1. Прочитать нотный текст с дирижированием.
  2. Спеть гамму фа # минор в ритме:

 

 

 

 

 

 

 

  1. Записать ритмический рисунок мелодии (2 такта – 4/4).

 

 

 

Блиц-игра

 

  1. Выполните группировку в размере 4/4 (4 такта).
  2. Прочитать в ритме мелодию в размере 4/4.
  3. Исправить ритмические ошибки в 4/4.

 

 

 

Вопросы для болельщиков IV позиции:

 

Пауза, длительности нот, штиль, правописание штилей – исправить ошибки, затакт, сильная доля, такт, темп, метр.

 

 

 

В конце игры «Умники и умницы» называют победителей, награждают призами, среди болельщиков отмечаются лучшие – по количеству полученных орденов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Использованная литература:

 

 

 

  1. Методическая статья преподавателя ОГОУСПО Тамбовского колледжа искусств О.С.Шлыковой «Инновационные формы работы как средство оптимизации и интенсификации учебного процесса в рамках дисциплины «Сольфеджио» (Интернет),
  2. Способин. Элементарная теория музыки.
  3. Ю.Вяземский. Передача «Умники и умницы». (Интернет).
icetheme