Ждём вас в нашей школе!
Уважаемые родители!
Детская музыкальная школа имени М.В.Тельтевской приглашает детей в возрасте 6,5-9 лет на обучение на бюджетной основе по специальностям:
«Фортепиано»
«Хоровое пение»
«Народное пение» с игрой на балалайке и аккордеоне.
Детей в возрасте 9-12 лет - по специальности «Гитара».
На отделении платных образовательных услуг ведется обучение по дисциплинам:
«Эстрадное пение»
«Академический вокал»
«Синтезатор»
Дети дошкольного возраста (4-6 лет) приглашаются на обучение по программе «Раннее эстетическое развитие».
ДМШ им.М.В.Тельтевской расположена в Заводском районе
по адресу: ул.Верхняя, д.26 (тел. 72-96-29) и в Октябрьском районе
по адресу: ул.Шевченко. д.2 (тел. 72-13-11).
- Подробности
- Категория: Uncategorised
- Просмотров: 13327
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА на тему: «Инновационные формы работы на уроках сольфеджио в младших классах»
Выполнила
преподаватель
музыкально-теоретического отдела
Питанова Инна Аркадьевна
г.Саратов
2013 г.
Инновации в музыкальном образовании – естественное и необходимое условие его развития в соответствии с постоянно меняющимися потребностями обучающихся в ДМШ, ДШИ, ДХШ. Способствуя, с одной стороны сохранению существенных ценностей, с другой стороны – они закладывают основы преобразований. Образовательный процесс в современном мире опирается на сочетание базового и вариативного принципов обучения, что является методологической основой качественной подготовки учащихся в ДМШ, ДШИ, ДХШ. В связи с разработкой ФГТ возникла необходимость в создании и реализации оригинальных учебных планов, разновидностей уроков, в том числе контрольных и зачетов, которые будут предполагаться по новой программе предпрофессионального образования.
Движение в сторону усовершенствования традиционной методологии стимулирует творческую инициативу преподавателя, способствует созданию новых алгоритмов преподавания знаний. Сегодня эффективно действующим оказывается преподаватель: мобильный, способный к творческому росту и профессиональному совершенствованию, к восприятию и созданию инноваций, и тем самым к обновлению своих знаний, обогащению педагогической теории и практики.
Современная модель инновационной школы ориентирована на задачу осуществления индивидуальной программы развития личности, на формирование познавательной мотивации учащихся и его творческой инициативы. Поиск новых приемов и методов преподавания способствует решению этой задачи. В итоге педагог-новатор должен стремиться раскрыть творческий потенциал учащихся, для которых музыкальная дисциплина «сольфеджио» станет «территорией развития» дарований и творческих способностей. Содержание уроков сольфеджио предполагает опору на применение традиционных форм работы с использованием занимательных, игровых заданий.
Мною разработаны разновидности уроков по сольфеджио для учащихся 1, 2, 3 классов. Реализация таких занятий повысит интерес к предмету «сольфеджио», активирует деятельность учащихся на уроках, предоставит возможность обобщить пройденный материал, закрепить приобретенные навыки.
Разновидности уроков:
- урок – соревнование,
- урок – викторина,
- урок – игра «Умники и умницы».
Урок – соревнование.
Это обычный урок, но все формы работы на уроке выполняются двумя командами. Каждая команда выбирает командира, который назначает или предлагает участника предложенных заданий.
Задания соревнования – теоретические, практические, интонационные, слуховые, в том числе музыкальный диктант, сольфеджирование по нотам и наизусть.
На таком уроке учащиеся очень активны, эмоциональны, стараются показать больше положительных ответов, заработать высокие баллы. Каждая форма работы – как новая эстафета, оценивается в 5 баллов и вместо цифр на доске вешаются разноцветные магниты:
Красный – 5 баллов,
Синий – 4 балла,
Зеленый – 3 балла.
Такие уроки желательно проводить 1-2 раза в четверти. Выбираются 1-2 главные темы четверти и отрабатываются в таком соревновании.
Урок – викторина.
Урок – викторина проводится в конце четверти как способ проверки теоретических знаний и слуховых навыков.
В 1 классе – во 2, 3 четвертях, во 2, 3 классах – в 1 и 3 четвертях.
Варианты кроссвордов:
1 |
Л |
А |
Д |
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
Т |
Р |
Е |
З |
В |
У |
Ч |
И |
Е |
|
|
3 |
Г |
А |
М |
М |
А |
|
|
|
|
|
|
4 |
Т |
О |
Н |
А |
Л |
Ь |
Н |
О |
С |
Т |
Ь |
5 |
Т |
О |
Н |
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
И |
Н |
Т |
Е |
Р |
В |
А |
Л |
|
|
|
7 |
М |
А |
Ж |
О |
Р |
|
|
|
|
|
|
8 |
Д |
И |
Е |
З |
|
|
|
|
|
|
|
9 |
М |
Е |
Т |
Р |
|
|
|
|
|
|
|
10 |
П |
А |
У |
З |
А |
|
|
|
|
|
|
- Организация звуков вокруг тоники.
- Сочетание 3-х звуков.
- Звукоряд от тоники до ее повторения.
- Высота лада.
- Расстояние через клавишу.
- Сочетание 2-х звуков.
- Веселый лад.
- Знак повышения звука.
- Чередование сильных и слабых долей.
10.Остановка в музыке.
Для 1 класса (II четверть)
1 |
С |
О |
Л |
Ь |
|
|
|
|
|
|
|
2 |
П |
А |
У |
З |
А |
|
|
|
|
|
|
3 |
У |
С |
Т |
О |
Й |
Ч |
И |
В |
Ы |
Е |
|
4 |
Б |
Е |
К |
А |
Р |
|
|
|
|
|
|
5 |
П |
О |
Л |
У |
Т |
О |
Н |
|
|
|
|
6 |
Г |
А |
М |
М |
А |
|
|
|
|
|
|
7 |
М |
И |
Н |
О |
Р |
|
|
|
|
|
|
8 |
Р |
А |
З |
М |
Е |
Р |
|
|
|
|
|
9 |
С |
И |
Л |
Ь |
Н |
А |
Я |
|
|
|
|
10 |
Б |
А |
С |
О |
В |
Ы |
Й |
|
|
|
|
- Нота на второй линейке.
- Остановка в музыке.
- Название ступеней.
- Знак отмены диеза и бемоля.
- Самое близкое расстояние между клавишами.
- Звукоряд от тоники до ее повторения.
- Грустный лад.
- Счет долей такта.
- Доля с акцентом.
10.Ключ фа.
Для 2 класса (III четверть)
1 |
А |
К |
К |
О |
Р |
Д |
|
|
|
|
|
|
2 |
М |
И |
Н |
О |
Р |
|
|
|
|
|
|
|
3 |
П |
А |
Р |
А |
Л |
Л |
Е |
Л |
Ь |
Н |
Ы |
Е |
4 |
Р |
А |
З |
М |
Е |
Р |
|
|
|
|
|
|
5 |
С |
Л |
А |
Б |
А |
Я |
|
|
|
|
|
|
6 |
З |
А |
Т |
А |
К |
Т |
|
|
|
|
|
|
7 |
С |
Е |
К |
У |
Н |
Д |
А |
|
|
|
|
|
8 |
Б |
Е |
М |
О |
Л |
Ь |
|
|
|
|
|
|
9 |
Л |
А |
Д |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
10 |
О |
Д |
Н |
О |
И |
М |
Е |
Н |
Н |
Ы |
Е |
|
- Сочетание 3, 4, 5 звуков.
- Грустный лад.
- Тональности с одинаковыми знаками.
- Счет долей такта.
- Доля без акцента.
- Неполный такт.
- Интервал с расстоянием 2-х ступеней.
- Знак понижения звука.
- Организация звуков вокруг тоники.
10. Тональности с одинаковой тоникой.
Для 3 класса (I четверть)
1 |
Г |
Л |
А |
В |
Н |
Ы |
Е |
|
|
|
|
|
2 |
П |
А |
Р |
А |
Л |
Л |
Е |
Л |
Ь |
Н |
Ы |
Е |
3 |
К |
О |
Н |
С |
О |
Н |
А |
Н |
С |
|
|
|
4 |
Д |
И |
Е |
З |
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
П |
А |
У |
З |
А |
|
|
|
|
|
|
|
6 |
К |
В |
И |
Н |
Т |
А |
|
|
|
|
|
|
7 |
Д |
О |
М |
И |
Н |
А |
Н |
Т |
О |
В |
О |
Е |
8 |
Т |
О |
Н |
А |
Л |
Ь |
Н |
О |
С |
Т |
Ь |
|
9 |
Т |
О |
Н |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
10 |
М |
Е |
Л |
О |
Д |
И |
Ч |
Е |
С |
К |
И |
Й |
- Ступени I, IV, V.
- Тональности с одинаковыми знаками.
- Интервал, звучащий более мягко.
- Знак повышения звука.
- Остановка в музыке.
- Интервал с расстоянием 5-и ступеней.
- Трезвучие 5-й ступени.
- Высота лада.
- Расстояние между клавишами через одну.
10. Вид минора с повышением 2-х ступеней.
Слуховая викторина
Из предложенного списка определяются на слух 8 номеров с выписыванием услышанных элементов музыкального языка.
Варианты для 3 класса:
1 список: |
Мажорная гамма, |
|
Минорная гамма гармонический вид, |
|
б2, Б53, ч4, м3, ч8, М53, |
|
I, III, V ступени. |
2 список: |
Мажорная гамма, |
|
Минорная гамма мелодический вид, |
|
ч1, б3, м7, ч5, Б53, М53, |
|
II, VII ступени. |
Урок – игра «Умники и умницы».
Игра должна проводиться в конце учебного года на итоговом уроке.
Для учащихся 1, 2 классов игра проводится в упрощенной форме с предварительной жеребьевкой. Каждый ученик вытягивает карточку с номером своего выступления, а затем определяются команды по 3 человека, учащиеся сами выбирают свои дорожки, в количестве шагов – они одинаковые – 3 шага.
В 1-ом классе учащиеся закрепляют теоретические знания и слуховые навыки по сольфеджио и слушанию музыки. После участия всех игроков выбираются из каждой команды выигравшие, победители соревнуются в финале, затем главный финалист играет в блиц-игре.
Определения терминов.
#, # считалочка |
пауза, ее разновидности |
тоника, ее обозначение |
слуховой анализ – минорная гамма |
устойчивые ступени - I, III, V. |
определить размер в произведении |
слушание музыки - динамика |
лад |
темп |
перечислить длительности нот |
, считалочка |
устойчивые ступени |
слуховой анализ – неустойчивые ступени |
Т53 |
тетрахорд |
слушание музыки – ритм |
тембр |
мелодия |
тоническое трезвучие, ступени |
вводные ступени |
гамма |
слуховой анализ – мажорная гамма |
минорное трезвучие |
размер |
слушание музыки - аккорд |
темп |
ритм |
тетрахорд |
неустойчивые ступени |
размер |
слуховой анализ – мажорное трезвучие |
размер в мелодии |
устойчивые ступени |
слушание музыки – темп |
динамика |
тембр |
Финал
строение мажорной гаммы |
назвать ключевые знаки в мажорных гаммах |
схемы дирижирования размеров |
слуховой анализ – назвать услышанные длительности в произведении |
мажорная гамма |
лад определить в мелодии |
слушание музыки – ритм |
f, р |
мелодия |
Блиц-игра
транспозиция |
лад |
аккорд |
слуховой анализ – определить размер в мелодии |
вводные ступени |
тетрахорд |
слушание музыки - тембр |
гамма |
динамика |
В конце игры называются победители блиц-игры и победители финала и выдаются ордена «Умники и умницы».
Во 2-ом классе закрепляются не только теоретические знания и слуховые навыки, но и практические навыки по основной теме года – «интервалы».
гамма, устойчивые ступени |
строение минорной гаммы |
виды минора |
слуховой анализ – Б53 |
ч5 |
м2 |
устно назвать от звука «ре» - ч4 |
устно назвать от звука «ре» - б2 |
устно назвать от звука «ре» - б6 |
тон, полутон, вводные ступени |
#, # считалочка |
размер, схемы размеров |
слуховой анализ – мажорная гамма |
М53 |
Б6 |
устно назвать от звука «ми» - м3 |
устно назвать от звука «ми» - м7 |
устно назвать от звука «ми» - ч5 |
, считалочка |
Б53, его строение |
тетрахорд, пауза |
слуховой анализ – м3 |
минорная гамма, гармонический вид |
размер, лад мелодии |
устно назвать от звука «фа» - б3 |
устно назвать от звука «фа» - ч4 |
устно назвать от звука «фа» - б7 |
тоническое трезвучие, обозначение в мажоре, миноре, ступени |
параллельные тональности |
интервал |
слуховой анализ – минорная гамма, мелодический вид |
ч4 |
б7 |
устно назвать от звука «соль» - м2 |
устно назвать от звука «соль» - ч8 |
устно назвать от звука «соль» - ч1 |
Финал (победитель, победители играют дальше)
аккорд |
М53, его строение |
септима |
слуховой анализ – м6 |
минорная гамма, натуральный вид |
ч8 |
устно назвать от звука «ля» - б3 |
устно назвать от звука «ля» - б6 |
устно назвать от звука «ля» - б2 |
Блиц-игра (игра победителей-финалистов)
консонансы |
диссонансы |
одноименные тональности |
слуховой анализ – б6 |
Размер, лад 2-х голосного примера |
м3 |
устно назвать от звука «си» - м3 |
устно назвать от звука «си» - м7 |
устно назвать от звука «си» - ч5 |
В конце игры называются победители блиц-игры и победители финала, и награждаются орденами «Умники и умницы».
В 3-ем классе проведение игры «Умники и умницы» способствует закреплению полученных теоретических знаний, практических и слуховых навыков за 3 года обучения по программным требованиям.
- Игра начинается представлением жюри и ведущего конкурса.
- Вступительное слово ведущего о правилах игры. В начале игры проводится отборочный тур игроков и болельщиков. Дается 2 письменных задания:
- определение на слух интервалов – 4 шт. (проигрывание 2-3 раза) – оценивается в 4 балла;
- исправление 4 ошибок в мелодическом диктанте (8 тактов) – оценивается – в 4 балла.
- Общая сумма баллов - 8.
Для участия в игре учащиеся должны набрать от 4-8 баллов. Остальные учащиеся становятся болельщиками. Болельщики могут принять участие в том случае, если игрок не знает ответ на вопрос; за правильный ответ получает орден. Кто из болельщиков набирает 3 ордена в течение игры, тот может участвовать в финале.
После игры на оставшиеся вопросы тоже отвечают болельщики, отмечаются победители. По наибольшему количеству баллов игроки делятся по 3 человека на команды и занимают свою дорожку:
«красная» - 2 шага – самая быстрая, без права на ошибку;
«желтая» - 3 шага, с одной ошибкой;
«зеленая» - 4 шага – самая длинная, допускается 2 неверных ответа.
Тот, кто первым пройдет дорожку, становится победителем, и проходит в финал; победитель финала участвует в блиц-игре.
- По наибольшему количеству баллов игрок первым начинает игру. Каждый учащийся игры занимает свою дорожку, выбирает на плакате одну из позиций:
- Лад. Тональность.
- Интервалы.
- Аккорды.
- Метроритм.
Затем отвечает на вопрос по позиции, ответив правильно делает 1 шаг. Для участника «красной дорожки» сделавшего ошибку предлагается сыграть в ва-банк (т.е. забываем неправильный ответ и ждем правильный – подумать в стороне 2 минуты). Ответив правильно на заданный вопрос, игрок «красной дорожки» переходит на 1 шаг вперед.
Вопросы каждой позиции следуют от простого к сложному, включая не только теоретический материал, но и практические и слуховые задания.
Вопросы по I позиции – Лад. Тональность.
- Что называется ладом.
- Разновидность лада.
- Определение гаммы.
- Строение мажорной гаммы.
- Спеть гамму ре мажор.
- Сравнительный анализ – минорная гамма, мелодический вид.
- Определение тоники, в музыкальном номере, назвать знаки и тонику.
- Сравнительный анализ – минорная гамма, натуральный вид.
- Спеть гамму соль минор, натуральный вид.
10.Строение минорной гаммы.
Финал
- Одноименные тональности.
- В музыкальном номере определить тональность, назвать параллельную.
- Переменный лад.
- Спеть гамму до минор, гармонический вид.
Блиц-игра
- Параллельные тональности.
- Назвать к тональности фа # минор параллельную и одноименную.
- Транспозиция.
Вопросы к болельщикам по I позиции:
Тон, полутон, #, , , устойчивые, неустойчивые, вводные ступени, главные ступени, виды минора, параллельные диезные тональности и бемольные, одноименные тональности к до, ре, фа, соль мажору.
Вопросы II позиции – Интервалы.
- Определение интервала.
- Перечислить интервалы.
- Определить на слух – ч4-б3.
- Интервал «квинта».
- Определить на слух – м2-ч1.
- Построить от звука «ре» - м3.
- Интервал «октава».
- В мелодии найти скачки и назвать интервалы.
- Определить на слух – б6-ч5.
10.Построить от звука «соль» - ч4.
Финал
- Интервал «септима».
- Обращение интервала.
- Интервал «секста».
- Построить от звука «ми» - б2 и ее обращение.
Блиц-игра
- Определение диссонанса, примеры.
- В интервальной цепочке найти консонансы, объяснить их значение.
- Выполнить обращение предложенных интервалов, подписать их.
Вопросы к болельщикам по II позиции:
Чистые интервалы, их обращения; большие интервалы, их обращения; малые интервалы, их обращения. Расшифровать интервалы: б2, м3, ч5, м7, ч8, ч4, м6.
Вопросы для игроков III позиции – Аккорды.
- Аккорд (определение).
- Трезвучие (строение).
- Тоническое трезвучие в ладах.
- Построить Т53 в до, ре мажоре.
- В мелодии найти движение по трезучию.
- М53 от звука.
- Определить на слух – Б53, назвать строение.
- Построить t 53 в ми и си миноре.
- Определить на слух – ув53, назвать строение.
10.Построить Б53 от звука «ля».
Финал
- Главные трезвучия лада.
- ум53 от звука – строение.
- Обращения Т53 (t53).
- Построить обращения Т53 в Ми мажоре.
Блиц-игра
- Определить на слух главные трезвучия лада, построить их в До мажоре.
- Построить 4 трезвучия от звука – Б53, М53, ув 53, ум53.
- Построить главные трезвучия лада в a moll.
Вопросы к болельщикам по III позиции:
Трезвучие, расшифровать Т53, S53, Д53, Т64, t6; ув 53, ум 53, построение Д53 в гармоническом миноре (памятка).
Вопросы к игрокам IV позиции – Метроритм.
- Определение метра.
- Определить в мелодии метр.
- Определение размера.
- Схемы дирижирования простых размеров.
- Определить вид группировки.
- В мелодии назвать паузы.
- Схема дирижирования сложного размера.
- Назвать длительности в мелодии.
- Спеть гамму Ля мажор в ритме
10. Записать ритмический рисунок мелодии (2 такта – ¾).
Финал.
- Прочитать нотный текст с дирижированием.
- Спеть гамму фа # минор в ритме:
- Записать ритмический рисунок мелодии (2 такта – 4/4).
Блиц-игра
- Выполните группировку в размере 4/4 (4 такта).
- Прочитать в ритме мелодию в размере 4/4.
- Исправить ритмические ошибки в 4/4.
Вопросы для болельщиков IV позиции:
Пауза, длительности нот, штиль, правописание штилей – исправить ошибки, затакт, сильная доля, такт, темп, метр.
В конце игры «Умники и умницы» называют победителей, награждают призами, среди болельщиков отмечаются лучшие – по количеству полученных орденов.
Использованная литература:
- Методическая статья преподавателя ОГОУСПО Тамбовского колледжа искусств О.С.Шлыковой «Инновационные формы работы как средство оптимизации и интенсификации учебного процесса в рамках дисциплины «Сольфеджио» (Интернет),
- Способин. Элементарная теория музыки.
- Ю.Вяземский. Передача «Умники и умницы». (Интернет).
Доклад на тему:"Аспекты формирования музыкального мышления у учащихся на уроках фортепиано" (Боброва Т.И.)
Работа над развитием музыкально- образного мышления (Данилова Н.И)
Открытый урок. Музыкальная фантазия...(Зябликова Т.И.)
Развитие музыкального мышления у детей (Соломонова Л.В.)
"Музыкальное развитие детей дошкольного возраста как неотъемлемая часть формирования личности" Боброва Т.И.
- << Назад
- Вперёд