____

 

 

Уважаемые родители!

Детская музыкальная школа имени М.В.Тельтевской приглашает детей в возрасте 6,5-9 лет на обучение на бюджетной основе по специальностям:

«Фортепиано»

«Хоровое пение»

«Народное пение» с игрой на балалайке и аккордеоне.

Детей в возрасте 9-12 лет - по специальности «Гитара».

На отделении платных образовательных услуг ведется обучение по дисциплинам:

«Эстрадное пение»

«Академический вокал»

«Синтезатор»

Дети дошкольного возраста (4-6 лет) приглашаются на обучение по программе «Раннее эстетическое развитие».

ДМШ им.М.В.Тельтевской расположена в Заводском районе

по адресу: ул.Верхняя, д.26 (тел. 72-96-29) и в Октябрьском районе

по адресу: ул.Шевченко. д.2 (тел. 72-13-11).

 

 

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

 

Творческий портрет М.В. Тельтевской

В плеяде замечательных мастеров искусства Саратова особое место принадлежит старейшему музыканту-хоровику, профессору кафедры хорового дирижирования Саратовской государственной консерватории им.Л.В.Собинова Марии Васильевне Тельтевской.

Вся долгая творческая жизнь Марии Васильевны освещена пламенной любовью и верным служением искусству, делу развития и преумножения славных традиций русской хоровой школы. Многогранно творчество Марии Васильевны. Её талант ярко раскрылся в педагогической и исполнительской деятельности, общественная работа обширна и значительна, интересны и плодотворны научные изыскания. С именем М.В.Тельтевской связаны крупные события музыкальной, культурной жизни нашего города: становление кафедры хорового дирижирования консерватории, открытие музыкально-педагогического факультета педагогического института СГУ им.Н.Г.Чернышевского, образование Саратовского отделения Всероссийского Хорового общества, проведение многочисленных хоровых фестивалей, открытие первых детских хоровых студий.

Имя М.В.Тельтевской широко известно не только в Саратовской области, но и во многих городах России. Славу и авторитет Марии Васильевны далеко разносят ее многочисленные (более 100) выпускники, которым она привила высокое профессиональное мастерство, искреннюю любовь и верность хоровому искусству. М.В.Тельтевская отмечена правительственными наградами: медалями «За доблестный труд», «100-летию В.И.Ленина», «Ветеран труда», награждена Почетными грамотами Министерства культуры РСФСР. М.В.Тельтевская также является Почетным членом ВХО…

…С раннего детства Мария Васильевна обнаружила необычайную тягу к музыке и хоровому пению, которые сопровождались домашние игры. По словам Марии Васильевны, самое ранее воспоминание о себе неизменно связывалось у нее с самостоятельными музыкальными занятиями. Она рано научилась играть на народных инструментах (балалайке, домре, гитаре), позже – на фортепиано, фисгармонии. При поступлении в 1912 году в гимназию родного города Никольска (Вологодской губернии) юная Мария обратила на себя внимание своими яркими музыкальными способностями… …Об окончании в 1917 году Никольской женской гимназии она становится учительницей пения в школе. Но поскольку первоначальное музыкальное образование было лишено системы, Мария Васильевна в 1919 году решается продолжить его в Москве на курсах по подготовке учителей пения. Их основала Н.Я.Брюсова, проявившая завидную настойчивость и активность в вопросе организации курсов. Преодолев трудности пути, Мария Васильевна оказалась в Москве, но курсы не состоялись ввиду неявки слушателей – столь тяжелым было время: гражданская война, голод, болезни… Оптимизм и упорство Н.Я.Брюсовой, организатора и руководителя всей массовой музыкальной работы в Москве, вселили уверенность Марии Васильевне в осуществлении курсов через полгода. В ожидании их открытия М.В.Тельтевская закончила курсы режиссеров. Затем последовали

долгожданные курсы учителей пения и распределение на работу в две школы детских домов Хомовничевского района г.Москвы. Работать было очень сложно. Причина этому – недостаточный педагогический опыт, отсутствие методической литературы, репертуара. Разруха, голод, бытовая неустроенность, болезни иногда приводили в полное отчаяние. Все яснее и яснее становилась и необходимость дальнейшего музыкального образования.

По рекомендации преподавателя Н.Н.Егиной в 1921 году Мария Васильевна поступает в Институт ритмического воспитания, а за год до его окончания – в хоровую академию и одновременно в хор Н.М.Данилина. В 1923-24 учебном году хоровая академия была ликвидирована как самостоятельное учебное заведение. После проверочного экзамена часть студентов была принята в Московскую консерваторию на так называемый дирижерско-хоровой подотдел, как подготовительные для перехода на соответствующий факультет консерватории. В 1925 году был проведен первый выпуск подотдела в количестве семи человек, из которых трое перешли на инструкторско-педагогический факультет консерватории с двумя специальностями: дирижерско-хоровой и фортепианный. Это были М.Шорин, М.Черкасов и М.Тельтевская. Теперь занятия проводились по программе вуза: трех- и четырехголосное сольфеджио, гармония, анализ форм, хоровые дисциплины. Вели занятия замечательные педагоги, известные музыканты: П.Г.Чесноков – хоровой класс, Н.М.Данилин – чтение хоровых партитур, В.С.Калинников – гармония, А.Д.Кастальский – народное творчество, А.В.Александров – сольфеджио, Н.С.Потоловский – теория музыки. Знания, полученные у столь высоких профессионалов, послужили прочной основой для дальнейшей самостоятельной творческой деятельности. Кроме этого, само общение с выдающимися мастерами обогащало молодых музыкантов, начинающих свой путь в искусстве.

Особую роль в становлении Марии Васильевны как музыканта-хоровика сыграл Н.М.Данилин. Свет уникальной личности Данилина озарил творческую жизнь Марии Васильевны, наполнил её глубочайшим смыслом. В своей педагогической деятельности Тельтевская неизменно претворяла творческие и методические принципы, характерные для искусства Н.М.Данилина. О его манере дирижирования Мария Васильевна говорила: «Мне нравились его скупые, но очень точные и выразительные жесты, в них никогда не было дирижирования «на публику», наоборот, он дирижировал так, как будто хотел быть незаметным, стремился не отвлекать слушателей от музыки своим поведением. Его дирижерские движения всегда были очень точны и определенны». Именно этот принцип развивала Мария Васильевна в своей исполнительской и педагогической деятельности: «Не следует отвлекать слушателей от восприятия музыки какой-то оригинальной жестикуляцией. Она всегда должна быть естественна, проста и содержательна».

В 1929-30 учебном году М.В.Тельтевская закончила Московскую консерваторию по двум факультетам: дирижерско-хоровому и музыкально-

теоретическому (на последний она поступила за два года до окончания первого).

По окончании консерватории Мария Васильевна была направлена на работу в Московское музыкальное училище им.М.М.Ипполитова-Иванова преподавателем сольфеджио, гармонии и других теоретических дисциплин. Но тяга к хоровому искусству была сильнее, и Мария Васильевна уехала работать в подмосковный город Егорьевск, где к тому времени у нее был организован свой хор. Вспоминаются слова Марии Васильевны: «Пение, музыцирование, организация хоров и разучивание песен и других произведений было для меня столь же естественным, как дышать, ходить, видеть солнце…, ни тени сомнения, ни боязни – не было». Невольно хочется сказать словами К.Г.Паустовского «Вникая в некоторые слова, в самое их звучание мы находим их первоначальный смысл. Слово «призвание» родилось от слова «зов»… Прежде всего – зов собственного сердца».

Следующая страница жизни и деятельности М.В.Тельтевской связана с Тулой, где ей была предложена работа заместителем директора по учебной работе в музыкальном училище. Здесь раскрылись незаурядные организаторские способности Марии Васильевны: формирование педагогического и ученического состава, координация учебных планов и многое, многое другое. С полной силой раскрылся и талант дирижера-хоровика. Хор училища под управлением Марии Васильевны, выступая перед жителями Тулы, стал пропагандистом музыкального искусства, дарил людям минуты радости, приобщал к пониманию прекрасного. О высоком профессиональном уровне хора свидетельствует победа в конкурсе хоровых коллективов музыкальных училищ городов Москвы, Рязани и Тулы.

Великая Отечественная война прервала мирное течение жизни, разрушила многочисленные планы. Мария Васильевна с семьей эвакуировалась в г.Медногорск Оренбургской области, где вела музыкальные занятия в детском саду. И здесь, в тяжелых условиях военного времени, Мария Васильевна была верна делу своей жизни. Воспитанники единственного в городке детского сада готовили концерты, выступая не только перед родителями, но и перед жителями города, неизменно неся радость, отогревая уставшие от тревог и невзгод души взрослых и детей. По воспоминаниям Марии Васильевны, это были «праздники души».

В 1944 году М.В.Тельтевская вернулась из эвакуации в Тулу, но поскольку музыкальное училище еще не возобновило учебный процесс, начала работу в суворовском училище. Поначалу приходилось сталкиваться с определенными трудностями в организации хора, но после первого отчетного концерта авторитет хора возрос настолько, что желающих петь в нем не было предела.

Судьбу М.В.Тельтевской круто повернула поездка в Саратов: навещая сестру, она встретилась с Я.К.Евдокимовым, который в то время был заместителем директора по учебной работе консерватории и музыкального училища. Его предложение остаться работать в Саратовской консерватории было принято. Так, с ноября 1945 года началась плодотворная,

многообразная деятельность М.В.Тельтевской в Саратове. Необходимо вспомнить, что в 1941-43 годы в Саратов были эвакуированы педагоги и студенты Московской, Минской, Киевской, Ленинградской и Харьковской консерваторий. Невзирая на чрезвычайно тяжелое положение, педагоги Московской и Саратовской консерваторий вели большую работу по налаживанию и укреплению учебной, методической и творческой работы вуза. В 1943 году Московская консерватория вернулась в столицу, отсутствие её ощущалось во всем. Самое главное – Саратовская консерватория лишилась высококвалифицированных педагогических кадров, и её руководство энергично старалось наладить нормальную жизнедеятельность вуза.

Приступив к работе, М.В.Тельтевская окунулась с многочисленные проблемы учебного процесса. Из-за отсутствия педагогов ей приходилось вести многопредметную нагрузку: дирижирование, чтение хоровых партитур, хоровую литературу, методику детского музыкального воспитания, народное творчество. На М.В.Тельтевскую было возложено заведование кафедрой, в составе которой в 1945 году были Е.И.Маркова и П.Д.Линьков. Малочисленный дирижерско-хоровой факультет пришлось восстанавливать за счет тех студентов, которые ранее по разным причинам прервали учебу. В 1947 году к выпуску подошли семь студентов, пять из них – ученики М.В.Тельтевской: В.И.Грундман-Грицепанова, О.И.Жукова, Е.Н.Попова, А.В.Чайковская, А.И.Цветов. Всего на дирижерском факультете занималось в то время 12 студентов, что не позволяло вести полноценную хоровую работу и подготовке к государственным экзаменам. Поэтому первым и наиболее важным делом явилось создание хора. «Я считаю, что хоровику прежде в его необходимо научиться слушать хор и общаться с ним», - говорила М.В.Тельтевская. Вот когда пригодился обширный опыт по организации хоровых коллективов, коим богата творческая биография Марии Васильевны. Работа всех педагогов и студентов кафедры была энергична и целенаправленна, выступления выпускников на государственных экзаменах оценивались высокими баллами. Мария Васильевна вспоминала, что в те далекие от нас годы, в самом начале истории кафедры хорового дирижирования не существовало тщательно разработанных, подробных учебных планов по специальным дисциплинам. Многие планы приходилось составлять и разрабатывать самой, силами кафедры.

М.В.Тельтевская стала одним из организаторов Саратовского отделения Всероссийского Хорового Общества. Это было в 1958 году. Первым председателем (с 1958 по 1963 год) был избран исполняющий обязанности профессора С.А.Заливухин, а М.В.Тельтевская явилась ответственным секретарем. В деятельности Хорового Общества активное участие принимали все члены кафедры, выполняя различную работу по пропаганде и развитию хорового пения в нашем крае.

ВХО уделяло немало внимания работе с детьми, уровню музыкальной и профессиональной подготовки учителей пения в общеобразовательных школах. М.В.Тельтевской было поручено руководство методическим

объединением учителей пения, где наряду с методическими занятиями проводились открытые уроки каждым из слушателей курса. Мария Васильевна отдельно занималась с малоопытными педагогами начальных классов, помогала им разучивать песни для самых маленьких школьников.

Благодаря настойчивости и энтузиазму М.В.Тельтевской в 1959 году впервые в Саратове открылись две хоровые студии на базе общеобразовательных школ № 21 и № 72. В этот же период по просьбе Министерства культуры РСФСР руководство консерватории направило М.В.Тельтевскую в Саратовский государственный педагогический институт для организации музыкально-педагогического факультета, который должен подготовить учителей пения для общеобразовательных школ. В должности заведующей кафедрой Мария Васильевна проработала около десяти лет, заложив прочный фундамент в дело воспитания педагогических кадров.

Несомненно, педагогика – основная и наиболее плодотворная сфера многообразной творческой деятельности М.В.Тельтевской. Но, будучи человеком энергичным, деятельным, творческим, Мария Васильевна не могла не заниматься исполнительской работой. В период с 1946 по 1969 год М.В.Тельтевская руководила хором центральной детской музыкальной школы. По словам Марии Васильевны, «работа с детским хором – одно из наиболее ярких по эмоциональному воздействию и профессиональному удовлетворению впечатлений творческой жизни». М.В.Тельтевская убеждена, что работа с детским хором имеет большое положительное значение для формирования дирижера, т.к. «дети – очень чуткий, непосредственно реагирующий народ, оценка которого всегда точна, безошибочна, непредвзята. Это их качество может помочь начинающему дирижеру в понимании степени ясности и выразительности жанра». Детский хор ЦМШ под управлением М.В.Тельтевской вел интенсивную концертную деятельность, вызывая неизменный интерес и восторг слушателей. Хочется отметить, что детский хор (численность его достигла 120 человек) имел обширный репертуар, включавший обработки народных песен, произведения зарубежных и русских комопозиторов-классиков.

С 1965 по 1976 год М.В.Тельтевская была заведующей кафедрой хорового дирижирования Саратовской государственной консерватории. Составной частью воспитания молодых музыкантов стали творческие встречи с мастерами дирижерского искусства: К.П.Кондрашиным, А.В.Свешниковым, В.Г.Соколовым, Б.Г.Тевлиным и др. Выступления консерваторского хора под руководством М.В.Тельтевской пользовались широкой популярностью. Переполненные залы свидетельствовали о высоком уровне исполнения. Хор консерватории являлся в то время одним из ведущих коллективов Саратова.

За 40-летний период педагогической работы в Саратовской консерватории Мария Васильевна воспитала огромный отряд квалифицированных специалистов. Это музыканты, преданные хоровому искусству, несущие в своих сердцах трепетный огонь любви к хоровой музыке, зажженный талантом М.В.Тельтевской, талантом педагога,

претворяющем в своей многообразной деятельности незыблемые традиции и основы русской хоровой школы. Богатейшая дирижерская школа Н.М.Данилина, собственный творческий опыт, проведенный в строго продуманную систему, обширные знания в сочетании с талантом – вот черты, характеризующие Тельтевскую-педагога.

Педагогический дар, совершенная методика преподавания Марии Васильевны сочетались с удивительной чуткостью и вниманием, умением подобрать «ключик», выработать индивидуальный подход к каждому ученику. Зная слабые стороны студента, Мария Васильевна заставляла его более всего трудиться именно над устранением своих недостатков. Приучая будущих дирижеров к усердию и систематичности в труде, к организованности и настойчивости. Мария Васильевна способствовала воспитанию не только профессиональных качеств, но и формированию характера, воли.

Неотъемлемой составной частью педагогической деятельности М.В.Тельтевской является её научная работа. Научные интересы М.В.Тельтевской разноплановы, ею написано более 30 научно-методических статей, методических разработок по курсу хороведения, методики детского музыкального воспитания. Значительную историческую ценность представляют работы о видных деятелях русского хорового искусства, учителях М.В.Тельтевской – Н.М.Данилине, П.Г.Чеснокове. Становление и начальные этапы развития и деятельности кафедры хорового дирижирования Саратовской государственной консерватории отражены в научных работах М.В.Тельтевской «Из истории кафедры хорового дирижирования СГК».

Мария Васильевна Тельтевская прожила долгую жизнь, (она скончалась 10 декабря 1993 года). До последних дней она вела огромную переписку, к ней обращались за советом её выпускники и всегда получали самую исчерпывающую консультацию. Мария Васильевна всегда щедро делилась своими уникальными, обширными знаниями, богатейшим опытом педагогической и исполнительской работы, заражала молодых музыкантов истовой любовью и преданностью делу, которому была посвящена её большая и славная жизнь.

Многочисленные ученики Марии Васильевны Тельтевской, её коллеги, все, кто знал и общался с ней, свято хранят в душе любовь и самые светлые воспоминания о ней, преклоняются перед большим МУЗЫКАНТОМ и ЧЕЛОВЕКОМ.

 Н.Н.Владимирцева, 

профессор Саратовской государственной консерватории им. Л.В. Собинова

icetheme